О расширении оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков: отказ от договора с заказчиком в связи с введением санкций в отношении заказчика

Настоящим информационным письмом юридическая фирма ALUMNI Partners информирует об изменениях требований к участникам закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2022 г. № 937 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 2571 [1]», вступившее в силу с 1 июля 2022 года, обязывает заказчиков при осуществлении любых закупок (товаров, работ, услуг) включать требование к участникам закупки об отсутствии информации о них в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП) в связи с отказом поставщика от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и/или мер ограничительного характера.
При этом указанное требование не распространяется на заказчика в том случае, если заказчиком было реализовано право установить более широкое требование об отсутствии информации об участниках закупки в РНП, включенной по любым основаниям, а не только в связи с отказом от исполнения контракта по причине введенных в отношении заказчика санкций или мер ограничительного характера.
При этом в правила ведения РНП [2] внесено новое положение [3], в соответствии с которым в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и/или мер ограничительного характера, орган контроля указывает соответствующую причину отказа поставщика от исполнения контракта при включении сведений в РНП.
Отметим, что неисполнения государственного контракта поставщиком по причине форс-мажора не исключает в полной мере риски включения поставщика в РНП. Санкции и меры ограничительного характера не всегда могут быть квалифицированы как форс-мажор. В таком случае отказ от исполнения государственного контракта может повлечь включение в реестр недобросовестных поставщиков по общему основанию, не связанному с введенными в отношении заказчика санкциями.
Рассматриваемое постановление применяется в том числе к отношениям, связанным с осуществлением закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.
[1] Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 2571)
[2] утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
[3] постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. № 417 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Упоминаемые юристы