Потерянные акционеры – те из них, которые формально числятся в реестре, но фактически не участвуют в работе компании и даже не выходят на контакт. Причин, по которым они считаются «пропавшими», много. Это может быть как смена реквизитов или переезд, так и сознательный отказ акционера от управления бумагами или невключение их в наследственную массу.
Если иностранный акционер самостоятельно хочет завершить участие в российском бизнесе, то он может его продать с учетом установленных ограничений, рассказывает Анастасия Кудряшова, старший юрист практики M&A ALUMNI Partners. Для этого понадобится найти приобретателя для своих акций, поскольку просто выйти из акционерного общества по своей собственной инициативе он не может. Если держатель бумаг из «недружественной» страны или контролируется таким лицом, то зачастую для продажи ему понадобится получить разрешения правкомиссии, а в особых случаях — президента, отмечает юрист.
Действующее законодательство напрямую не предусматривает механизмов принудительного выкупа акций у акционеров за исключением случаев, установленных Главой XI.1 закона «Об АО» о приобретении 30% бумаг у публичного общества, говорит Кудряшова. Если опираться на последнюю практику ВС, то выкуп может и фактически должен происходить в соответствии с комбинацией процедур, предусмотренных для добровольного приобретения бумаг самим юрлицом и для их выкупа по требованию акционеров. После этого, юрист считает, что компании необходимо обратиться к регистратору с требованием о списании акций со счета ликвидированного акционера и зачислении их на свой счет. «Вопрос, подлежат ли в данном случае применению нормы о необходимости получения согласия правительственной комиссии, является неоднозначным и ответ на него будет зависеть от конкретных обстоятельств», — заключила Кудряшова.