Изменения в законодательстве Республики Казахстан в области проектного финансирования и синдицированного кредитования

Алерты и обзоры
Дата
21.11.2024
Поделиться
,
Прикрепленные файлы
Юридическая фирма ALUMNI Partners обращает внимание на важные изменения в законодательстве Республики Казахстан, которые могут существенно повлиять на финансовый рынок страны и доступ на него иностранных банков ввиду либерализации регулирования синдицированного кредитования.

Законом Республики Казахстан от 19 июня 2024 года № 97-VIII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заемщиков, совершенствования регулирования финансового рынка и исполнительного производства» были внесены поправки и дополнения в Закон Республики Казахстан от 20 февраля 2006 года № 126-III «О проектном финансировании и секьюритизации», которые вступили в силу 1 июля 2024 года (далее – «Закон РК О проектном финансировании и секьюритизации»).

1. Основные изменения в Закон РК «О проектном финансировании и секьюритизации»

В Закон РК О проектном финансировании и секьюритизации внесены изменения, касающиеся синдицированных займов и регулирования взаимоотношений между участниками синдиката кредиторов.

Расширен круг возможных участников синдиката кредиторов

Несмотря на активную деятельность Республики Казахстан в области привлечения иностранных инвестиций, ограниченный перечень возможных участников синдиката кредиторов, действовавший до поправок, негативно сказывался на возможности реализации проектов с привлечением иностранных инвесторов как участников синдиката. Даже банки, ведущие непосредственную деятельность в Казахстане (банки МФЦА и филиалы крупнейших иностранных банков), не могли участвовать в синдицированном кредитовании.
Однако с 1 июля 2024 года круг возможных участников синдиката кредиторов был расширен. Это открывает большие возможности для участия банков, в том числе в крупных инвестиционных проектах, которые требуют кредитования различными видами кредиторов ввиду объема финансирования и позволяют разумно распределить риски внутри синдиката.

Организатор синдицированного займа

Введено новое понятие «организатор синдицированного займа» – лицо, которое формирует состав участников синдиката и организует процесс заключения договора синдицированного займа, но не является участником синдицированного займа [4]. Указанное изменение позволит урегулировать роль банка, который берет на себя инициативу и функцию поиска новых участников синдиката для крупных проектов. Наличие организатора позволяет лучше структурировать сделки, в которых запрос заемщика на финансирование выше, чем текущие возможности уже присоединившихся к синдикату кредиторов.

Soft law или типовые условия договора синдицированного займа, разработанные иностранной профессиональной организацией

Теперь законодательство Республики Казахстан прямо закрепляет возможность заключения договора синдицированного займа на типовых условиях, разработанных иностранной профессиональной организацией. Под «иностранной профессиональной организацией» понимается международная организация, иностранное юридическое лицо или иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, устанавливающие единые правила и (или) стандарты на финансовых рынках, входящие в перечень, утвержденный уполномоченным органом [5].
В данный перечень на данный момент входят:
  1. Ассоциация кредитного рынка – Loan Market Association (LMA);
  2. Ассоциация по синдицированным кредитам и торговле – Loan Syndications and Trading Association (LSTA);
  3. Азиатско-Тихоокеанская Ассоциация кредитного рынка – Asia Pacific Loan Market Association (APLMA) [6].
Заключение договора синдицированного займа на типовых условиях, разработанных иностранной профессиональной организацией, допускается, если не менее двух третей от суммы по договору синдицированного займа предоставляется заемщику банками Международного финансового центра «Астана», банками - нерезидентами Республики Казахстан и (или) международной финансовой организацией [7].

Конвертация нескольких двухсторонних кредитов в синдикат

Теперь возможно заключение договора синдицированного займа, если заемщик уже заключил договоры займа (банковского займа) с несколькими кредиторами [8]. Новая норма позволяет объединить несколько существующих двухсторонних кредитов в синдикат без совершения рефинансирования. Отсутствие необходимости совершать рефинансирование делает объединение кредитов в синдикат более привлекательным как для кредиторов, так и для заемщиков, так как не требует оборота «новых» денег и погашения текущей задолженности.

Договор об организации синдицированного финансирования

С 1 июля 2024 года возможно заключить договор синдицированного займа не только с участниками синдиката кредиторов, но и с организациями, которые предоставляют профессиональные услуги по его организации. Так, в рамках договора об организации синдицированного финансирования организатор синдицированного займа обязуется, действуя по заданию заказчика, оказать ему услуги по подготовке к заключению на определенных условиях договора синдицированного займа (услуги по организации синдицированного финансирования), а заказчик обязуется выплатить вознаграждение за оказание этих услуг [9].
Такой договор должен быть заключен в письменной форме, а ее несоблюдение влечет его ничтожность.
Договор об организации синдицированного финансирования значительно ускоряет процесс и позволяет сосредоточиться на бизнесе, а не на юридических деталях.

2. Изменения в регулировании координации действий участников синдиката

Внесены изменения, уточняющие порядок координации их совместной деятельности между участниками синдиката, который регулируется соглашением между ними.
Соглашение между участниками синдиката кредиторов может быть заключено как до заключения договора синдицированного займа, так и после его заключения, в том числе после предоставления предмета займа. Таким соглашением в том числе определяются:
  • ответственность участников синдиката кредиторов в случае одностороннего отказа одного или нескольких участников синдиката кредиторов от исполнения обязательств по договору синдицированного займа;
  • порядок принятия решений по вопросам, связанным с исполнением договора синдицированного займа;
  • перехода прав требований и иных прав участника синдиката кредиторов к другому лицу [10].

3. Прочие изменения

Роль банка-агента

Банк-агент теперь имеет равные права с другими участниками синдиката при принятии решений, а также при осуществлении банком-агентом своих прав в качестве кредитора и при совершении юридически значимых действий в качестве кредитора в соответствии с условиями договора синдицированного займа [11].

Переход прав и обязанностей участников синдиката

Теперь в случае перехода прав требования участника синдиката к другому лицу, сохраняется действие полномочий, установленных в договоре синдицированного займа, включая права на участие в принятии решений [12].
Для бизнеса данные изменения значительно повлияют на порядок заключения и исполнения синдицированных займов, расширяют возможности участия иностранных банков, филиалов иностранных банков как на “mainland” территории Казахстана, так и на территории МФЦА.
Информационные письма ALUMNI Partners являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практике и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.
[1] – П. 3 Ст. 3 Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».
[2] – П. 10-1) Ст. 1 Закона Республики Казахстан от 20 февраля 2006 года № 126-III «О проектном финансировании и секьюритизации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.09.2022 г.)
[3] – П. 10-1) Ст. 1 Закона Республики Казахстан от 20 февраля 2006 года № 126-III «О проектном финансировании и секьюритизации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2024 г.)
[4] – П. 15-2) Ст. 1 Закона РК О проектном финансировании и секьюритизации.
[5] – П. 22 Ст. 1 Закона РК О проектном финансировании и секьюритизации.
[6] – Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 19 июля 2024 года № 39 «Об утверждении Перечня иностранных профессиональных организаций»
[7] – П. 5 Ст. 14-1 Закона РК О проектном финансировании и секьюритизации.
[8] – П. 1-1, 2-1 Ст. 14-1 Закона РК О проектном финансировании и секьюритизации.
[9] – П. 1-1 Ст. 14-2 Закона РК О проектном финансировании и секьюритизации.
[10] – Ч. 3 П. 3 Ст. 14-2 Закона РК О проектном финансировании и секьюритизации.
[11] – Ч. 6 П. 3 Ст. 14-2 Закона РК О проектном финансировании и секьюритизации.
[12] – Ч. 7 П. 5 Ст. 14-2 Закона РК О проектном финансировании и секьюритизации.

Упоминаемые юристы