Изменения в российском таможенном законодательстве

Алерты и обзоры
Дата
09.01.2025
Поделиться
,
Прикрепленные файлы
Упоминаемые юристы 1 / 1
Юридическая фирма ALUMNI Partners сообщает, что 28.12.2024 был опубликован Федеральный закон от 28.12.2024 № 536-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Федеральный закон»).
Федеральным законом затрагиваются различные аспекты таможенного регулирования. Его основные положения сводятся к следующему:
  • Уточнены требования к заявлению о принятии решения о классификации товара, перемещаемого через таможенную границу ЕАЭС в несобранном или разобранном виде, в части указания в нем заявителя и представителя.
  • Внесены отдельные изменения в процедуры выдачи предварительных решений о классификации товара и о происхождении товара, допускающие, в частности, возможность обращения за такими решениями любых заинтересованных лиц.
  • Уточнена компетенция Минфина России и ФТС России по определению порядка совершения таможенных операций и установлению технологии совершения таможенных операций.
  • На Минфин России возложена обязанность определить пункты пропуска, в которых допускается помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенными органами с использованием книжки МДП в случае ввоза товаров через пункты пропуска.
  • Установлены особенности применения классификаторов при указании сведений в таможенных декларациях и иных таможенных документах в кодированном виде.
  • До 01.01.2026 продлена возможность таможенного декларирования в одной товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС товаров, поставляемых комплектно и (или) в разобранном виде с компонентами товара, перемещаемого через таможенную границу ЕАЭС в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, без внесения изменений в решение о классификации такого товара, в случае если оно выдано до 01.07.2022.
  • Уточнены отдельные процедурные вопросы, связанные с внесением изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров.
  • Установлен трехчасовой период с момента начала работы таможенного органа для представления документов, на основании которых заявлена процедура таможенного транзита, в случае прибытия товаров, перевозимых с использованием водного и (или) железнодорожного транспорта с применением указанной таможенной процедуры, вне времени работы таможенного органа.
  • Установлен трехчасовой период с момента начала работы таможенного органа для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров, перевозимых с использованием воздушных судов, водных судов и железнодорожного транспорта, на временное хранение или таможенным декларированием таких товаров, в случае если истечение срока для осуществления таких операций после завершения процедуры таможенного транзита происходит вне периода работы таможенного органа.
  • ФТС России наделена компетенций по установлению порядка совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в почтовых отправлениях с территории особой экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, на остальную часть таможенной территории ЕАЭС.
  • Основания для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров дополнены указанием на то, что такая проверка может проводиться по обращению о внесении изменений в таможенную декларацию, поданным таможенным представителем или иным лицом, действующим от имени и по поручению декларанта, или на основании иных документов, определенных ЕЭК, если соответствующее обращение не подается.
  • Определены события, даты которых считаются датами начала проведения и завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров, в которой участвуют должностные лица таможенных органов.
  • По общему правилу установлен срок в пятнадцать рабочих дней с даты принятия первого решения в области таможенного дела для оформления всех остальных решений по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров, если она проводилась в отношении нескольких таможенных деклараций.
  • Уточнен перечень случаев, когда таможенный орган уведомляет проверяемое лицо о завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений.
  • Правила о проведении таможенной экспертизы приведены в соответствие с нормами ТК ЕАЭС и дополнены указанием на то, что таможенная экспертиза назначается не только при проведении таможенного контроля, но и при совершении таможенных операций.
  • Существенно доработаны правила, регламентирующие вопросы организации складов временного хранения (СВХ): уточнено, что понимается под территорией СВХ и что в нее не включается; уточнены требования к охраняемой территории, прилегающей к помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве СВХ; уточнены требования к обустройству, оборудованию и месту нахождения СВХ и перечень изъятий из этих требований; уточнено, что не включается в полезный объем и (или) полезную площадь СВХ.

Изменения, предусмотренные Федеральным законом, вступают в силу с 28.01.2025. Исключение составляют его положения, затрагивающие вопросы организации СВХ, – они вступают в силу с 26.08.2025 (кроме норм, изменяющих действующие требования к определению полезного объема и (или) полезной площади СВХ, – они вступают в силу одновременно с остальными положениями Федерального закона).

Информационные письма ALUMNI Partners являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практике и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.

Упоминаемые юристы

25+
лет
опыта работы на юридическом рынке