Санкции спровоцировали массовый выход иностранцев из российских компаний. Некоторые передали активы, чтобы бизнес продолжил работать. Другие, наоборот, перестали пользоваться своими корпоративными правами, заблокировав деятельность компаний.
Не все иностранцы были готовы покинуть бизнес добровольно или по соглашению. Многие акционеры предпочли бездействовать или разорвать любые связи с РФ, что во многом усложнило управление российскими компаниями. Без них не всегда можно провести общее собрание или совет директоров.
Особенно остро ситуация ощущается для российских компаний со 100%-м участием акционеров из недружественных юрисдикций и совместных предприятий партнеров из РФ и недружественных стран, делится советник Корпоративной практики / M&A ALUMNI Partners Михаил Филатов. Для последних соглашения предусматривают значительный набор «блокирующих» прав в отношении иностранных партнеров и не дают возможности обеим организациям совершать значимые сделки без их прямого волеизъявления.
При этом для российских совместных предприятий, в капитале которых преобладают партнеры из недружественных юрисдикций, ситуация еще более сложная, говорит Филатов. Они законодательно приравниваются к иностранным лицам из недружественных стран, что ограничивает их в привлечении долгового и акционерного финансирования, совершении M&A сделок и внутригрупповых реструктуризаций, в получении дивидендов от дочерних компаний. В итоге проблемы возникают и у российских партнеров, участвующих в таких совместных предприятиях: им перестают поступать дивиденды, а ликвидность их доли снижается.