На фоне санкций интерес российских компаний к азиатским альтернативным правовым институтам вырос. Это заставило бизнес взглянуть на Гонконгский международный арбитраж по-новому. Центр остается нейтральным для сторон из РФ. В нем действует специальная политика, позволяющая подсанкционным лицам участвовать в разбирательствах без ограничений. Но российские суды не так уверены в беспристрастности института.
Гонконгский международный арбитражный центр (HKIAC) действует с 1985 года. Правовая и судебная системы Гонконга формировались под влиянием Великобритании, что обусловило преемственность подходов и принципов системы общего права. Китай подписал и ратифицировал Нью-Йоркскую конвенцию 1958 года о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, которая распространяется и на Гонконг. При этом, вынесенные в HKIAC арбитражные решения признаются и приводятся в исполнение более чем в 170 странах мира, в том числе, в России.
Почему выбирают HKIAC? Основные причины выбора HKIAC — это его нейтральность и общепризнанная в мире высокая репутация, а для сторон из России — возможность администрировать международные арбитражи в РФ. Среди других преимуществ партнер практики международного арбитража и трансграничных споров ALUMNI Partners Юрий Бабичев отмечает гибкий и привычный регламент и упрощенную процедуру признания обеспечительных мер, вынесенных арбитрами в Гонконге и судами материкового Китая.
В пользу HKIAC говорит и возможность выбора системы арбитражных сборов. По умолчанию продолжит применяться система почасовых ставок, но стороны вправе договориться и о пропорциональной системе, которая применяется большинством арбитражных институтом. С 1 июня 2024 года стоимость невозмещаемого регистрационный сбора при подаче заявления составляет 8 000 HK$ (около 91 000 руб.) Максимальная согласованная почасовая ставка арбитра — 6 500 HK$ (около 74 000 руб.), а секретаря — 2 500 HK$. При этом Бабичев советует помнить про сложности оплаты арбитражных сборов в банках Гонконга и относительно узкий круг компетентных гонконгских юристов, готовых работать на российские стороны под западными санкциями. Но последний минус можно нивелировать выбором иной дружественной юрисдикции или России в качестве места арбитража.
Антиисковые запреты из-за влияния Великобритании. Недавняя судебная практика в РФ показывает, что российские суды не доверяют заверениям HKIAC о беспристрастности. Изначально российские суды признавали свою исключительную компетенцию на основании ст. 248.1 и ст. 248.2 АПК по спорам, где фигурировали оговорки в пользу арбитражных институтов стран, присоединившимся к ограничительным мерам. Но судебные решения 2023 года изменили этот подход.