Основная цель, которую преследует Проект – это увеличение финансирования Роспатента. Как отмечает Минэконом, дополнительные средства необходимы для увеличения числа экспертов и развитие IT-сервисов [3]. Предполагается, что в результате соответствующих изменений доходы бюджета вырастут на 10,9 млрд руб. до 2027 года [4].
Данная мера выглядит оправданной, учитывая уровень инфляции и стоимость регистрационных действий в других странах. Так Роспатент в релизе отметил, что пошлины за регистрацию товарного знака в Республике Беларусь в 2 раза превышают текущие пошлины в РФ, а в США – в 4 раза.
Другой причиной пересмотра размера пошлин является значительное увеличение числа заявок на регистрацию объектов ИС в последние 2 года.
Так за первые четыре месяца 2024 года в Роспатент поступило более 44 тыс. заявок на регистрацию товарных знаков, что на 32% больше, чем за аналогичный период в 2023 года, и на 72,4% – в 2022 году.
Возможно, увеличение пошлин действительно приведет к тому, что компании будут более избирательно подходить к вопросу, какие товарные знаки и в каких классах МКТУ им необходимы.
Однако маловероятно, что повышение пошлин «остановит» крупные компании от «монополизации» своего обозначения путем регистрации серии однотипных товарных знаков в большом количестве классов МКТУ (в том числе во всех 45 классах), а так называемых «патентных троллей» – от регистрации товарных знаков с недобросовестной целью.
В то же время увеличение пошлин может негативно отразиться на малом бизнесе, для которого расходы на регистрацию и поддержание IP-прав могут оказаться существенными.
В любом случае тем, кто думает о регистрации товарных знаков и иных объектов ИС, мы рекомендуем поторопиться, чтобы успеть до повышения размера пошлин и отмены 30% льготы.
Информационные письма ALUMNI Partners являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практики и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.
[4] Как указано в финансово-экономическом обосновании Проекта.