Развитие судебной практики по включению лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров

Алерты и обзоры
Дата
16.05.2025
Поделиться
,
Прикрепленные файлы
Упоминаемые юристы 1 / 1
Юридическая фирма ALUMNI Partners сообщает, что Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской̆ Федерации (далее – «СКЭС ВС РФ») вынесла определение от 14.05.2025 № 306-ЭС24-23470 по делу № А57-16033/2023, в котором рассматривался спор ООО «Технодор» с таможенными органами по вопросу включения лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров.
Как следует из судебных актов, ООО «Технодор» (далее – «Общество») заключило лицензионный договор с компанией Entrematic Belgium nv (далее – «Лицензиар»), которым предоставлено право на использование лицензируемой технологии в целях производства лицензионной продукции (рулонных ворот), а также в целях продажи, сдачи в прокат, дистрибуции или другого распоряжения лицензионной продукцией. Также Обществу предоставлено право на использование и размещение в отношении лицензионной продукции коммерческих обозначений и/или товарных знаков, принадлежащих Лицензиару.
По итогам каждого календарного месяца рассчитываются лицензионные платежи в зависимости от объемов производства лицензионной продукции.
Лицензионным соглашением предусмотрена обязанность Общества приобретать у Лицензиара или одобренного и уполномоченного им поставщика отдельные виды обязательных деталей, используемых в производстве лицензионной продукции. Цены на обязательные детали должны соответствовать тем ценам, что определены лицензионным соглашением. При этом в судебных актах не упоминаются какие-либо ограничения для Общества со стороны Лицензиара по дальнейшему распоряжению обязательными деталями.
Между Обществом и Лицензиаром также заключен договор поставки, на основании которого на территорию РФ ввозились обязательные детали.
Помимо обязательных деталей для производства лицензионной продукции Общество может закупать у третьих лиц иные комплектующие. Лицензионное соглашение не содержит условий о том, что лицензионная продукция производится исключительно из комплектующих, поставленных Лицензиаром или одобренными им поставщиками.
По результатам проверки обстоятельств ввоза обязательных деталей на территорию РФ таможенный орган пришел к выводу о том, что лицензионные платежи должны включаться в структуру таможенной стоимости этих товаров, поскольку они частично использованы при производстве лицензионной продукции. По результатам таможенной проверки Обществу были доначислены таможенные платежи и пени.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды трех инстанций пришли к выводу, что таможенный орган необоснованно включил в структуру таможенной стоимости ввезенных товаров лицензионные платежи. 
В частности, суды руководствовались следующим:
  • Лицензионная продукция может производиться не только из комплектующих, поставляемых Лицензиаром (или одобренным им поставщиком).
  • Лицензионный платеж уплачивается за право на использование технологии, а не за ввезенный товар.
  • Лицензионный платеж не основан исключительно на импортных товарах, а основан, в том числе на товарах, произведенных в РФ.
  • Таможней не доказано, что оплата лицензионных платежей является условием продажи ввозимых товаров на экспорт в РФ.
  • Сумма лицензионного платежа на момент ввоза товаров не поддается количественной оценке применительно к этим товарам в результате арифметического расчета.
Таможенный орган обжаловал принятые судебные акты в Верховный Суд РФ. Рассмотрев указанное дело, СКЭС ВС РФ удовлетворила кассационная жалобу таможенного органа и отменила принятые судебные акты, направив дело на новое рассмотрение. 
При этом Верховный суд РФ обратил внимание на следующие обстоятельства:
  • По сведениям, представленным таможенным органом и не опровергнутым Обществом, уплата лицензионных платежей имела место во все контролируемые периоды, что опровергает вывод судов о недоказанности отсутствия у Общества возможности приобретения ввозимых товаров без уплаты лицензионных платежей.
  • Особенности использования обязательных деталей при производстве Обществом лицензионной продукции не означают, что невозможен расчет соответствующей части лицензионных платежей, приходящихся на каждый из ввезенных товаров, при том, что соответствующие расчеты представлены участвующим в деле таможенным органам и подлежат оценке судом.
В данном случае Верховный Суд РФ предельно лаконично аргументировал отсутствие возможности приобретать Обществом ввозимые товары без уплаты лицензионных платежей самим фактом постоянных выплат лицензионных платежей. Такой упрощенный подход в определенной степени подменяет необходимость доказывания соблюдения критериев относимости и обусловленности для включения лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров, сформулированных в пп. 7 п.1 ст. 40 ТК ЕАЭС.
Вместе с тем Верховный Суд РФ продолжил следование ранее занятой им позиции о необходимости определения части лицензионных платежей, относящихся к ввозимым сырьевым товарам, в случае если лицензионные платежи исчисляются от объемов производства или реализации готовой продукции.
Информационные письма ALUMNI Partners являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практике и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.

Упоминаемые юристы

25+
лет
опыта работы на юридическом рынке