Не менее сложная ситуация с 2022-го – в юридическом консалтинге. Сначала из России ушли большинство иностранных юридических фирм (так называемых «ильфов»; от англ. international law firm), в том числе – открывшие московские и ленинградские представительства ещё до распада СССР. За считанные месяцы изменилась юридическая карта, когда-то чётко сегментированная «ильфами» и «рульфами» (от англ. russian law firm): российские команды «ильфов» рассеялись по фирмам-«рульфам» или создали компании-«ньюльфы» (бывшие команды иностранных юридических фирм в России, от “newlf’ – new law firm). Конкуренция, особенно в практике недвижимости и строительства, между старыми-новыми юридическими консультантами в условиях сжатия рынка и санкционного давления вышла на новый уровень и стала жёсткой, как никогда; кадров мало и они дороги. Зачастую кардинально изменились и клиентские портфели – на фоне же ухода других транснациональных игроков с самым масштабным с девяностых переделом активов с рекордными инвестициями в недвижимость, парадом дауннейминга и даунбрендинга.
Поскольку мы позиционируем себя как комплаентную универсальную юридическую фирму верхнего ценового диапазона, то выбор PR-инструментов консервативен и весьма ограничен. Традиционно PR у нас решает две основные задачи: привлечение и удержание лучших кадров и профессиональных команд, и качественных клиентов. Но и в том, и в другом случае особую ценность имеют такие нематериальные активы и проявления как репутация, честность, лояльность, предсказуемость, пунктуальность, прозрачность, комплаентность, управление ожиданиями, корректная расстановка приоритетов и многие другие важные аспекты профессионального взаимодействия, нацеленные как раз на выстраивание долгосрочных доверительных отношений. И в этом контексте то, что говорят о нас другие (независимые рейтинги, рекомендации, «сарафанное радио») зачастую имеет большую эффективность, чем то, что о себе говорим мы сами. Ну и, конечно, специфика работы в юридическом консалтинге – нам доверяют зачастую деликатную и чувствительную информацию, не предназначенную для посторонних глаз и ушей даже после закрытия сделки. По этой причине мы далеко не всегда можем и публично похвастаться успехами и достижениями. Более того, иногда даже не имеем права просто раскрыть имя клиента – если это может навредить ему
Карина Пятибратова, директор по маркетингу и развитию бизнеса ALUMNI Partners, в свою очередь, указывает на «чёткий тренд на коллаборации».
Как между компаниями одного сектора, так и разными отраслями, – поясняет эксперт. – Это не только отражает сдвиг в российской коммуникационной культуре, но и влияет на стратегии игроков. Мы, например, как юридическая фирма, всё чаще становимся партнёрами компаний из других секторов в совместных проектах, в том числе – публичных. Недвижимость сегодня вообще — один из самых активных секторов с точки зрения сделок. По итогам нашего недавнего исследования сделок M&A, за последние три года (и, в особенности, в 2024-м) сохраняется устойчивое преобладание сделок именно с недвижимостью. Особенно заметен рост интереса к офисной и складской. Это не только меняет фокус запросов клиентов, но и влияет на стратегию взаимодействия с рынком: растёт роль аналитического и экспертного контента, вовлечённость в отраслевые мероприятия, работа с коммьюнити