Приставы не обязаны взыскивать несуществующие активы должника. Комментарий Ивана Веселова для PRO банкротство

Статьи и мнения
Дата
03.09.2025
Авторы
Иван Веселов
Издание

PRO Банкротство

Поделиться
,
Упоминаемые юристы 1 / 1
АО «Шухободское», взыскатель в деле о банкротстве, получило исполнительный лист. Документ обязывал ООО «БизнесГрупп» вернуть в конкурсную массу 134 тыс. рублей. После возбуждения исполнительного производства в июне 2022 года. Пристав в январе 2024-го завершил производство ввиду невозможности исполнения.
Управляющий АО «Шухободское» обжаловал бездействие приставов за период с октября по декабрь 2022-го. АС Вологодской области частично удовлетворил требования, признав незаконным бездействие трех приставов-исполнителей. Апелляция отказала в восстановлении срока на обжалование. Кассация отменила решение первой инстанции в части удовлетворения требований, указав, что приставы предприняли все законные меры, а у должника отсутствовали денежные средства и имущество для взыскания.
В постановлении поднимается проблема разграничения фактической и формальной возможности исполнения требований исполнительного документа, отметил Иван Веселов, партнер Практики разрешения споров ALUMNI Partners.
В основу позиции суда, по его словам, легли разъяснения Пленума ВС РФ, согласно которым бездействие пристава может быть признано незаконным лишь при наличии реальной, а не гипотетической возможности исполнения (п. 15 ПП ВС РФ от 17 ноября 2015 г. № 50). В частности, отражение в налоговой (или бухгалтерской) отчетности операций по реализации товаров при отсутствии движения денежных средств и иных признаков хозяйственной деятельности не свидетельствует о наличии активов, на которые возможно обратить взыскание.
Эту позицию следует, полагает он, признать верной, потому что запись о факте хозяйственной деятельности не должна подменять собой доказывание самого факта осуществления такой деятельности.
По сути, суд подчеркнул, что задача пристава – взыскивать существующие активы, а не преследовать «бухгалтерские миражи». Для кредиторов и арбитражных управляющих это может служить сигналом: чтобы оспорить действия пристава, недостаточно только формальных выписок. Придется доказывать, что за «нарисованными» цифрами стояли реальные активы, которые пристав мог изъять, но не изъял. Несмотря на то что «ответственность государства в сфере исполнения судебных актов, вынесенных в отношении частных лиц, ограничивается надлежащей организацией принудительного исполнения этих судебных актов и не подразумевает обязательности положительного результата», постановление суда округа констатирует отсутствие хозяйственной деятельности должника.
Иван Веселов, партнер Практики разрешения споров ALUMNI Partners
Это может служить значимым аргументом для введения процедуры банкротства отсутствующего должника, где размер долга не имеет значения. Главное в подобных ситуациях – уложиться в сроки принудительного исполнения судебного акта, заключил он.

Упоминаемые юристы

25+
лет
опыта работы на юридическом рынке