Легализация параллельного импорта избавила бизнес от угрозы уголовного преследования, но не сделала сам процесс безопасным. Напротив, он превратился в зону повышенного риска: товар могут изъять и уничтожить, а банковский платеж – заблокировать.
Многие российские компании, которые ввозят разрешенный к параллельному импорту товар, переключились на работу с посредниками из дружественных юрисдикций. Именно эти посредники заключают контракты с зарубежными правообладателями или поставщиками, и они же перепродают товар российским импортерам. Советник Практики ВЭД, валютного и таможенного регулирования ALUMNI Partners Владислав Сафонов объясняет, что посредник из недружественной страны обязан соблюдать те же запреты и ограничения в отношении внешнеторговых сделок, предполагающих поставки товаров в Россию, что и сам иностранный правообладатель.
По мнению Владислава, основная проблема легализации параллельного импорта связана с увеличением доли контрафактной продукции. Из-за снижения контроля за использованием товарных знаков со стороны таможенных органов одновременно с легальным параллельным импортом возрастают возможности и для поставок контрафакта. Речь идет о тех товарах, на которые товарные знаки за рубежом были нанесены незаконно.