В настоящее время многие российские покупатели вынуждены прибегать к услугам платежных агентов для перечисления оплаты иностранным продавцам за приобретаемые у них товары.
Использование этого механизма оплаты сопряжено с рядом практических проблем, в том числе в части определения таможенной стоимости товаров. Основной вопрос заключается в том, должно ли агентское вознаграждение рассматриваться как дополнительное начисление к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (ЦФУ), и на основании подпункта 1 (а) пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС включаться в таможенную стоимость ввозимых товаров.
Юридическая фирма ALUMNI Partners информирует об опубликовании письма Минфина России, в котором рассмотрен указанный вопрос.
Минфин России пришел к выводу о том, что, как правило, платежные агенты не являются агентами по закупке или агентами по продаже. По этой причине он не стал оценивать необходимость включения их агентского вознаграждения в таможенную стоимость с позиции подпункта 1 (а) пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС.
Вместо этого финансовое ведомство предложило анализировать расходы на платежных агентов с точки зрения возможности признания их частью самой ЦФУ (а не дополнительных начислений к ней в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС).
При этом Минфин России обратил внимание на следующие обстоятельства:
- в рамках применения первого метода определения таможенной стоимости необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных договоров, на основании которых товары продаются на территорию ЕАЭС;
- таким образом, в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из таких договоров.
С учетом изложенного Минфин пришел к выводу о том, что необходимость включения в таможенную стоимость товаров вознаграждения платежному агенту в значительной степени зависит от того, относится ли агентский договор к договорам, на основании которых осуществляется ввоз товаров в ЕАЭС.