В п. 21 Обзора ВС РФ указано, что при привлечении лица к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства решение комиссии антимонопольного органа, являющееся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, не имеет заранее установленной силы и подлежит оценке в числе других доказательств по делу.
Отметим, что на практике процедура привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности на основании решения по антимонопольному делу, как правило, не предполагает подробного «повторного» исследования обстоятельств соответствующего антимонопольного дела и доказательств, положенных в основу решения; в рамках производства по делу об административном правонарушении рассматриваются преимущественно такие вопросы как вид санкции, наличие смягчающих/отягчающих обстоятельств, размер штрафа и пр.
При этом в судебной практике сложился подход, предполагающий возможность дать оценку решению антимонопольного органа в рамках судебного дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, вынесенного на основе такого решения, в случае если такое решение антимонопольного органа ранее не было самостоятельным предметом судебной проверки в рамках отдельного судебного дела.
Таким образом, п. 21 Обзора свидетельствует в пользу необходимости антимонопольного органа проверять законность решения и в рамках производства по делу об административном правонарушении, так как отсутствие такой проверки может повлечь незаконность постановления о привлечении к административной ответственности.
В Обзоре Верховный Суд также напомнил, что
- при оценке законности административных наказаний, предусмотренных ст. 14.31 и 14.32 КоАП РФ, суд вправе признать в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обстоятельства, не перечисленные в КоАП РФ (т.н. «непоименованные» смягчающие обстоятельства) (п. 32 Обзора);
- такое обстоятельство, отягчающее административную ответственность, как «длящееся административное правонарушение» (свыше 1 года) не может быть учтено в случае, когда временной интервал исследования товарного рынка меньше периода времени, в рамках которого хозяйствующему субъекту вменяется совершение длящегося административного правонарушения (п. 34 Обзора).
Информационные письма ALUMNI Partners являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практике и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.
[1] – См.: https://vsrf.ru/documents/thematics/34364/.
[2] – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства».
[3] – См., напр.: https://fas.gov.ru/news/33517.
[4] – См., напр.: https://fas.gov.ru/news/33591; https://fas.gov.ru/news/33564.