В ходе проверки таможня установила, что товары, задекларированные обществом под таможенной процедурой реэкспорта, в нарушение пункта 2 статьи 240 ТК ЕАЭС не были вывезены с таможенной территории ЕАЭС. Выявленные нарушения таможня зафиксировала в решениях, которые были обществом оспорены в судебном порядке. По результатам рассмотрения суды отказали обществу в удовлетворении требований о признании решений недействительными.
На основании принятых ранее решений таможней в адрес общества направлены уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней. В рамках споров о признании недействительными уведомлений, судами приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия уведомлений таможни.
В целях реализации полномочий по взысканию с общества задолженности таможенный орган принял решение о наложении ареста на имущество общества, предметом которого являлись денежные средства, находящиеся на едином лицевом счете плательщика таможенных пошлин, налогов.
Декларант, полагая, что решение таможенного органа о наложении ареста на имущество является незаконным и направлено на преодоление вынесенных судом актов о применении обеспечительной меры, обратился в арбитражный суд с заявлением. Судебными актами на уровне трех инстанций заявленные обществом требования удовлетворены.
Удовлетворяя заявленное требование, суды трех инстанций исходили из того, что принятие обеспечительных мер в рамках рассмотрения судебных дел предполагает запрет на осуществление действий, связанных с исполнением приостановленного решения или акта государственного органа, и, следовательно, отсутствии у общества обязанности по уплате таможенных платежей в период действия данных мер.
В этой связи, поскольку на момент принятия оспариваемого решения (в силу действия обеспечительных мер) у декларанта, как отметили суды, не наступила обязанность по уплате таможенных платежей, соответственно у таможенного органа отсутствовали основания для наложения ареста на имущество общества согласно положениям статьи 78 Закона № 289-ФЗ.
Отменяя судебные акты нижестоящих судов и направляя дело на новое рассмотрение ВС РФ указал на то, что действующее таможенное законодательство разделяет меры, применяемые таможенными органами по взысканию платежей, и меры, которые направлены на обеспечение возможности взыскания таких платежей (обеспечительные меры).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 ТК ЕАЭС. К мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, и (или) сумм авансовых платежей, за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 78 Закона № 289-ФЗ арестом имущества и арестом товаров, в отношении которых таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени не уплачены или уплачены не полностью, признаются действия по ограничению прав собственника в отношении его имущества, применяемые таможенным органом для обеспечения взыскания таможенных и иных платежей.
Следовательно, как указывает ВС РФ, арест имущества, предусмотренный статьей 78 Закона № 289-ФЗ, вопреки выводам судов, является не мерой взыскания таможенных платежей, а обеспечительной мерой. Правовая природа таких обеспечительных мер направлена на недопущение осуществления лицом, на которого возложена соответствующая обязанность, действий, которые могли бы привести к нарушению баланса в правоотношениях с таможенным органом и, как следствие, к нарушению публичных интересов ввиду неуплаты установленных действующим законодательством таможенных платежей.
В рассматриваемом деле ВС РФ подтвердил, что арест имущества в рамках ст. 78 Закона № 289-ФЗ направлен на сохранение баланса в правоотношениях с таможенным органом и недопущения нарушения публичных интересов ввиду неуплаты таможенных платежей, путем принудительного сохранения имущества у лица в качестве гарантии уплаты исчисленных таможенных пошлин, налогов.
Информационные письма ALUMNI Partners являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практики и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.