Постановление АС Северо-Западного округа от 30.05.2024 по делу № А56-115637/2022 (ссылка) Комитет (арендодатель) и Предприниматель (арендатор) заключили договор аренды нежилого помещения, находящегося в здании, которое относилось к объектам культурного наследия. В качестве цели заключения договора стороны указали «обустройство хостела».
Поскольку Предпринимателю было запрещено осуществлять деятельность хостела в здании, последний обратился к Комитету с требованием о расторжении договора аренды и взыскании неосновательного обогащения.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Предпринимателю в удовлетворении требований. В свою очередь, суд кассационной инстанции отменил акты судов нижестоящих инстанций и отправил дело на новое рассмотрение, указав следующее.
Суд отметил, что, если в силу конструктивных особенностей или особого правового статуса арендуемое помещение не может быть использовано для целей, имеющих существенное значение для арендатора при заключении договора, то он имеет право требовать изменения или расторжения договора аренды.
В свою очередь, арендодатель не имеет права требовать внесения арендных платежей, если изначально осознавал невозможность использования помещений для целей, обозначенных в договоре аренды, и не мог повлиять на изменение порядка и условий его использования [2].
Информационные письма ALUMNI Partners являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практики и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.
[1] - Пункт 3 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации» № 3 (2023).
[2] - П. 4 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации» № 2 (2015).