Определение СКГД Верховного Суда РФ от 23.07.2024 по делу № 41-КГ24-16-К4 (ссылка) Кооператив заключил с собственниками земельных участков договоры аренды, где было предусмотрено условие о том, что Кооператив имеет преимущественное право покупки земельного участка. Собственники продали земельные участки третьему лицу без учета этого права. Кооператив обратился в суд с иском о переводе на себя прав и обязанностей покупателя в связи с нарушением преимущественного права покупки.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, указав, что правило о преимущественном праве покупки имущества, находящегося в долевой собственности, предусмотренное ст. 250 ГК РФ, не применимо к договорам купли-продажи земельных участков, а условия договора аренды правового значения для третьих лиц не имеют.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился и указал, что условие о преимущественном праве покупки закону не противоречит, не допускает разных вариантов толкования и никем не оспорены, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
ВС РФ установил существенное нарушение норм права и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в связи со следующим.
Ст. 250 ГК РФ предусматривает способ защиты права преимущественной покупки в случае перехода доли в праве собственности. Земельные участки не находились в долевой собственности. Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являясь специальным законом, не содержит аналогичных правил. В связи с этим ст. 250 ГК РФ к данным правоотношениям не применяется.
Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения указывает, что преимущественным правом покупки земельного участка обладает субъект РФ или муниципальное образование. Преимущественное право арендатора на покупку арендуемого земельного участка не предусмотрено.
Действующее законодательство также не содержит правовых норм, регулирующих преимущественное право арендатора земельного участка на его приобретение и защиту прав арендатора в случае нарушения такого права. Условие договора аренды само по себе не может ограничивать прав собственника земельного участка.
Нарушение условий договора влечет последствия, предусмотренные договором или законом. Какие-либо последствия в договоре стороны не установили, а законом такие последствия не предусмотрены. В связи с этим суды апелляционной и кассационной инстанций, удовлетворяя иск, допустили существенное нарушение норм права, а дело подлежит новому рассмотрению.