Постановление АС МО от 03.09.2024 по делу № А40-181175/2023 (ссылка) Стороны заключили долгосрочный договор аренды помещения для использования под кафе-бар. Арендатор осуществил ремонт помещений за свой счет, в связи с чем стороны договорились о снижении арендной платы.
В дальнейшем помещение было признано самовольной постройкой, о чем арендодатель не предупредил арендатора, в связи с чем последний обратился в суд с иском о взыскании убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды.
Арендодатель указал, что понесенные затраты были компенсированы снижением арендной платы, а относительно части помещений у сторон отсутствуют какие-либо обязательства, так как самовольная постройка не может являться объектом гражданских прав.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска арендатора поскольку истец не доказал всей совокупности доказательств для привлечения ответчика к ответственности.
Суд кассационной инстанции не согласился с позицией судов нижестоящих инстанция ввиду следующего.
Несмотря на то, что самовольная постройка не может быть объектом арендных отношений, тем не менее суды обязаны проверять основания для ничтожности договора, в том числе проверять все фактические обстоятельства по делу.
В частности, суды должны были установить все фактические обстоятельства возникновения у истца убытков в виде реального ущерба, связанные с невозможностью дальнейшего использования истцом объекта аренды с указанной в договоре целью, в том числе установить какие затраты истца, связанные с ремонтом объекта аренды, являются убытками истца в виде реального ущерба, подлежащего возмещению ответчиком, каков реальный размер таких затрат.
Информационные письма ALUMNI Partners являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практики и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.
[1] – Определение КС РФ от 14.11.2023 № 3014-О.
[2] – Пункт 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 №66; Пункт 4 Обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2015), утвержденный Президиумом ВС РФ 26.06.2015.