Определение Верховного Суда РФ от 30.06.2025 № 307-ЭС25-577(2) по делу № А56-81442/2018 (ссылка) Требование к контролирующему лицу, привлекаемому к субсидиарной ответственности за неисполнение обязанности по передаче документов бухгалтерского учета конкурсному управляющему, не может признаваться текущим, даже если такая обязанность возникла и была нарушена после возбуждения требования о банкротстве.
В силу п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве отсутствие обязательных документов учета или ненадлежащее отображение в них информации, существенно затрудняющие проведение применяемых в деле о банкротстве процедур, является следствием ненадлежащей деятельности контролирующего лица и отнесено к одному из обстоятельств, предполагающих наступление невозможности полного погашения требований кредиторов.
Таким образом, субсидиарная ответственность применяется за неправомерные действия по доведению подконтрольного должника до банкротства, а непередача необходимых для ведения процедур банкротства документов выступает в качестве подтверждения допущенных контролирующим лицом нарушений.
Следовательно, для целей квалификации требования из субсидиарной ответственности в качестве текущего / реестрового имеет значение момент причинения вреда, а не неисполнения обязанности по передаче документов.
Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2025 № 305-ЭС20-4643(4) по делу № А40-238475/2016 (ссылка) Рассматривая споры о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности (взыскании убытков), суд помимо прочего исследует причинно-следственную связь между поведением (действиями) этих лиц и наступившими для должника последствиями.
Наличие документации и ценностей должника у руководителя, как правило, презюмируется. Тем не менее, если судом было установлено, что имущество должника не передавалось предыдущим руководителем новому и не выявлено иных источников, откуда новый руководитель мог бы его получить, а принудительное исполнение судебного акта через ФССП не дало результатов, то это с очевидностью свидетельствует о том, что спорное имущество не находится у нового руководителя.
Следовательно, формальное неисполнение судебного акта об обязании передать имущество должника конкурсному управляющему не может образовать основания для привлечения к субсидиарной ответственности.