Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2025 № 305-ЭС20-23090 по делу № А40-65516/2017 (ссылка) Реституционное требование о возврате стоимости актива, переданного по недействительной сделке, и требование о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности за вред, причиненный указанной сделкой, являются солидарными.
Солидарная природа требований предполагает, что при уступке одного из них, по общему правилу, считаются уступленными и иные солидарные требования. Данное правило не применяется:
- в отношении обязательств должников, о которых к моменту уступки требования не было известно кредитору (цеденту);
- когда договор предусматривает раздельный характер уступки требований.
Аналогично, если к субсидиарной ответственности солидарно привлечены несколько контролирующих лиц, с уступкой реституционного требования к одному из них, если иное не указано в договоре, считаются уступленными и требования ко всем этим контролирующим лицам.
Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2025 № 305-ЭС24-22290 по делу № А40-113828/2023 (ссылка) Закон о банкротстве прямо предписывает контролирующему должника лицу активное процессуальное поведение при доказывании возражений относительно предъявленных к нему требований под угрозой принятия решения не в его пользу.
Стандарт разумного и добросовестного поведения контролирующего лица в сфере корпоративных отношений предполагает:
- аккумулирование и сохранение информации о хозяйственной деятельности должника;
- раскрытие информации при предъявлении в суд требований о возмещении вреда, причиненного доведением должника до объективного банкротства.
Эта же правовая позиция применима и к случаю, когда юридическое лицо еще не исключено из реестра, но является уже фактически недействующим («брошенным»), так как по существу экономически оно ничем не отличается от ликвидированного, и нет никаких оснований уменьшения правовой защищенности кредиторов.