Определение Верховного Суда РФ от 08.08.2025 № 304-ЭС24-19041 (2) по делу № А67-3837/2023 (ссылка) При рассмотрении споров, связанных с исполнением денежных обязательств, следует различать валюту долга, в которой денежное обязательство выражено, и валюту платежа, в которой данное обязательство подлежит исполнению. Если по условиям договора валюта долга выражена в долларах США, а валюта платежа – в рублях, сумма выплаты не является твердой и подлежит расчету по установленным в договоре правилам.
Условие договора об увеличении на 1% стоимости услуг, определенной в долларах США, является компенсацией исполнителю возможных потерь, связанных с последующими конвертационными операциями, что является общепринятым в практике делового оборота. Данное условие определяет итоговую цену услуг, выраженную в рублях, и не противоречит установленному законом порядку расчета обязательств в иностранной валюте при банкротстве.
Если такое требование было подтверждено судебным актом, включение его в реестр в другом размере, исходя из иных правил расчета, является нарушением Закона о банкротстве.