О принятии мер, направленных на поддержку бизнеса и снижение административной нагрузки в 2022-2023 гг.

Настоящим информационным письмом юридическая фирма ALUMNI Partners информирует о принятии 30 июня 2022 г. Государственной Думой Российской Федерации законопроекта, подготовленного Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и направленного на поддержку бизнеса, а также снижение административной нагрузки в 2022-2023 гг.
Высока вероятность, что данный законопроект может быть одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ в ближайшее время. Согласно законопроекту, изменения вступят в силу с момента официального опубликования закона.
Принятый законопроект предусматривает ряд следующих значимых изменений.
Изменение пороговых значений согласования сделок с ФАС на 2022 г.
Согласно предлагаемым поправкам, совершение в 2022 г. следующих сделок будет возможно без получения предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии с Законом о защите конкуренции [1]:
  • с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций в случае, если суммарная стоимость активов объекта экономической концентрации и его группы лиц составляет от 800 млн до 2 млрд рублей [2];
  • с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций. Законопроект не содержит ссылки на какие-либо пороги в отношении финансовых организаций, из чего можно сделать вывод о том, что соответствующее исключение распространяется на все сделки в отношении финансовых организаций, предусмотренные ч. 1 ст. 29 Закона о защите конкуренции.
В случае осуществления указанных сделок, вместо получения предварительного согласия потребуется уведомление ФАС об их совершении в срок не позднее 30 дней с даты сделки. Альтернативно сохраняется возможность направить в ФАС ходатайство о согласовании указанных сделок в предварительном порядке.
По итогам рассмотрения уведомления ФАС может выдать обязательное для исполнения предписание, если придет к выводу, что соответствующие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции.
Отдельно отметим, что указанные поправки касаются исключительно процедуры согласования сделок по Закону о защите конкуренции и не затрагивают иные виды согласований (в частности, касающиеся контроля за осуществлением иностранных инвестиций).
Появление ряда исключений в отношении необходимости согласования предоставления государственных (муниципальных) преференций в 2022 г.
Законопроектом предлагается исключить необходимость получения согласия ФАС на предоставление государственных (муниципальных) преференций на период 2022 г., если они предоставляются в целях:
  • обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
  • социального обеспечения населения;
  • поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом, аналогично сделкам, изменения предусматривают последующее уведомление ФАС о предоставленной государственной (муниципальной) преференции не позднее чем через 30 дней после даты принятия решения о ее предоставлении. Исключением являются государственные (муниципальные) преференции, предоставление которых не требует согласия антимонопольного органа в соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции.
Исключение ряда требований Закона о защите конкуренции к закупкам у единственного поставщика
Законопроектом предусмотрено исключение действия запретов, установленных ст.ст. 15, 16 и 17 Закона о защите конкуренции, на отношения, связанные с принятием актов об установлении иных случаев закупки товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд у единственного поставщика, а также осуществлением соответствующих закупок.
Напомним, что ранее принятыми актами [3] было предусмотрено право Правительства РФ и высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в период до 31 декабря 2022 г. устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд у единственного поставщика, а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях. Вносимые поправки подтверждают, что принятие таких актов и осуществление соответствующих закупок не будет являться нарушением вышеуказанных требований Закона о защите конкуренции.
Меры поддержки операторов наружной рекламы в 2022-2023 гг.
Законопроектом предусматривается возможность отсрочки осуществления платежей по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на государственных и муниципальных земельных участках, случаи снижения в 2022 г. размера платежей по таким договорам, а также возможность продления срока действия договоров и разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на один год без проведения торгов (обращение с указанной просьбой возможно до 1 марта 2023 г.).
[1] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
[2] Напомним, что на данный момент не требуется получение предварительного согласия ФАС на совершение сделок по приобретению акций, долей, имущества коммерческих организаций и прав в отношении коммерческих организаций в случае, если суммарная стоимость активов объекта экономической концентрации и его группы лиц не превышает 800 млн. рублей
[3] См. ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Упоминаемые юристы