О новых санкциях ЕС и США в сфере IP и IT
и ответных мерах российского законодателя

Алерты и обзоры
Дата
01.07.2024
Поделиться
,
Прикрепленные файлы
Юридическая фирма ALUMNI Partners уведомляет, что Европейский союз и США ввели новые санкции против РФ, затрагивающие, в том числе интеллектуальную собственность российских компаний и граждан, а также IT-инфраструктуры. В Государственную Думу РФ был внесен законопроект о прекращении действия в РФ интеллектуальных прав правообладателей из недружественных стран.

1. Ведомства стран ЕС не будут принимать новые заявки российских лиц на регистрацию объектов интеллектуальной собственности

24 июня Совет ЕС решением № 2024/1745 (далее – Решение) [1] принял 14-й пакет санкций, которые касаются в том числе прав на объекты интеллектуальной собственности (далее – ИС) российских граждан и компаний, зарегистрированных в РФ (далее – российские лица) [2].
Как указано в Решении, санкции в отношении ИС российских лиц являются ответной мерой на действия российских судов и Правительства, которые лишают европейских правообладателей защиты их интеллектуальных прав (п. 20 преамбулы Решения).
Согласно Решению, с 24 июня национальным ведомствам стран ЕС запрещается (п. 1 ст. 5s Решения):
  • принимать новые заявки от российских лиц на регистрацию объектов промышленной собственности (товарных знаков, изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, наименований места происхождения товара, географических указаний),
  • принимать любые запросы (коммуникации) от российских лиц в отношении таких заявок.
Запрет действует, в том числе при подаче заявки совместно российским и иностранным лицами.
В результате такого запрета российские лица не будут иметь возможности защищать свои права на новые объекты ИС в странах ЕС, поскольку не смогут зарегистрировать такие объекты.
Европейская комиссия в своих разъяснениях отметила, что российские правообладатели смогут использовать на территории ЕС новые объекты промышленной собственности, однако их права не будут защищаться в странах ЕС в случае использования данных объектов европейскими компаниями [3].
При этом в Решении ничего не сказано о судьбе объектов ИС, которые уже зарегистрированы российскими правообладателями и получили правовую охрану в странах ЕС. В своих разъяснениях Европейская комиссия указала, что права на такие объекты не аннулируются. В то же время сложно сказать, смогут ли российские лица фактически защищать свои интеллектуальные права на территории ЕС даже при наличии регистрации.
Решение и разъяснения Еврокомисии также не освещают вопрос о судьбе заявок на регистрацию объектов ИС, которые находятся на рассмотрении в европейских ведомствах, а также о возможности продления регистрации и иных действий с уже зарегистрированными объектами ИС. Формально п. 1 ст. 5s Решения запрещает принимать только новые заявки и запросы (коммуникации), связанные с ними, и не распространяется на уже поданные и рассмотренные заявки. В то же время, развитие практики европейских ведомств по данным вопросам предсказать сложно.
В отношении региональных и международных систем регистрации Совет ЕС в Решении указал следующее: государства-члены ЕС должны прилагать все усилия к тому, чтобы Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Европейское патентное ведомство, а также ведомства ИС, созданные в соответствии с законодательством государства-члена ЕС или ЕС, не принимали новые заявки российских лиц на регистрацию указанных выше объектов ИС (п. 4 ст. 5s Решения).

ВОИС пока не дала разъяснений по влиянию 14 пакета санкций на международные системы регистрации и, в частности, на мадридскую систему регистрации товарных знаков.

Мы полагаем, что в отношении международных заявок российских лиц на получение охраны товарных знаков в странах ЕС возможны следующие сценарии:
  • ВОИС не будет передавать данные заявки в национальные ведомства стран ЕС, то есть если международная заявка покрывает несколько стран или регионов, то она не будет передаваться для рассмотрения в страны ЕС или ЕС как регион, но будет передаваться в иные страны / регионы,
  • если же ВОИС будет передавать такие заявки, то европейские ведомства, вероятнее всего, не будут их рассматривать,
  • европейские ведомства не будут передавать в ВОИС международные заявки российских лиц, подавших такие заявки в ведомства стран ЕС,
  • вариант, когда ВОИС в целом перестанет принимать заявки от заявителей из РФ, нам кажется маловероятным.
То есть, наиболее вероятный сценарий предполагает, что запрет на рассмотрение международных заявок российских лиц будет действовать в части, касающейся предоставления охраны товарным знакам в странах ЕС, и не будет препятствовать предоставлению охраны в других юрисдикциях. Однако, прежде чем делать выводы, следует дождаться разъяснений ВОИС, которые, вероятно, скоро последуют.

2. В Госдуму внесен законопроект с предложением аннулировать действие на территории РФ интеллектуальных прав правообладателей из недружественных из стран

19 июня в Государственную думу РФ был внесен законопроект, в котором предлагается полностью отменить действие на территории РФ исключительных и иных интеллектуальных прав, принадлежащих физическим и юридическим лицам из недружественных государств [4].
Согласно пояснительной записке, данные меры вызваны тем, что интеллектуальные права российских лиц фактически не защищаются в недружественных странах. Законопроект якобы позволит снять «монопольные ограничения», установленные недружественными лицами на объекты ИС.
При этом законопроект предусматривает возможность возобновить действие интеллектуальных прав иностранных лиц по решению Правительства РФ, но не ранее, чем через 3 года после исключения соответствующих стран из списка недружественных.
На текущий момент законопроект направлен в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству для проверки соблюдения формальных требований.
Если данный законопроект будет принят в текущей редакции (чего, мы полагаем, не случится), это приведет к катастрофическим последствиям для иностранных правообладателей и иностранного бизнеса в России в целом и неминуемо повлечет за собой «зеркальные» контрмеры со стороны ЕС и США.

3. Европейские компании должны включить в договоры с контрагентами из иных стран запрет на использование объектов ИС для поставки в РФ товаров высокого приоритета ("no Russia" clause)

14 пакет санкций также предусматривает следующее правило: с 26 декабря 2024 года европейская компания должна включать в договор о передаче или предоставлении прав использования объектов ИС или коммерческой тайны компаниям из страны, не входящей в ЕС, условие о запрете использования и передачи прав на использование объектов ИС для производства и поставки в РФ товаров высокого приоритета. В договоре также следует предусмотреть меры по обеспечению соблюдения такого запрета (ст. 12ga Решения) К товарам высокого приоритета относятся различные детали и приборы, используемые для производства технически сложных товаров (например, интегральные микросхемы) [5].
Данное правило направлено на борьбу с обходом запрета экспорта из ЕС в РФ определенных товаров (в частности, товаров двойного назначения) и на предотвращение использования объектов ИС, переданных за пределы ЕС, с целью производства и поставки товаров высокого приоритета на российский рынок [6].
С 26 июня 2025 года указанный запрет будет необходимо включить в договоры, которые были заключены до 25 июня 2024 года, если к тому моменту они не прекратят свое действие.

4. США установили запрет на обслуживание IT-инфраструктуры российских компаний

13 июня 2024 года Министерство финансов США опубликовало новые санкции против РФ, которые, помимо прочего, затрагивают IT-инфраструктуру [7].
В частности, новый пакет санкций устанавливает запрет американским компаниям:
  • оказывать российским лицам услуги по консультированию и проектированию в области информационных технологий;
  • оказывать российским лицам услуги по IT-поддержке и услуги облачных сервисов в отношении программного обеспечения для управления предприятием и программного обеспечения для IT-проектирования и производства (enterprise management software and design and manufacturing software).
Детального разъяснения о том, что относится к указанной категории программного обеспечения, релиз не содержит, однако в нем отмечается, что США поддерживают свободный поток информации во всем мире, и новые санкции не направлены на подрыв гражданского общества и гражданских телекоммуникаций. В этой связи мы полагаем, что под указанным типом программного обеспечения следует понимать корпоративное программное обеспечение, функционал которого направлен на обеспечение выполнения комплексных бизнес- и производственных операций на предприятии.
С учетом указанных целей Министерством финансов США была опубликована General License No. 25D, которая устанавливает определенные изъятия из сферы действия указанного выше запрета [8]. Так, под указанные ограничения не подпадают, например:
  • мессенджеры;
  • электронная почта;
  • веб-конференции;
  • электронные игры;
  • автоматический перевод;
  • веб-карты;
  • услуги аутентификации пользователей;
  • веб-хостинг;
  • услуги регистрации доменных имен.
Иными словами, те приложения, которые ежедневно используются множеством среднестатистических граждан, не подпадают под новые запреты. Вместе с тем, по всей видимости, под угрозой находится программное обеспечение, которое обеспечивает жизненный цикл компаний и управление бизнес-процессами.
Указанные ограничения вступают в силу 12 сентября 2024 года.
Информационные письма ALUMNI Partners являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практики и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.
[2] Исключение предусмотрено для граждан стран ЕС, ЕЭЗ или Швейцарии и физических лиц, имеющих разрешение на временное или постоянное проживание в данных странах.
[3] См. Раздел «Меры по защите прав интеллектуальной собственности» Вопросов и ответов по 14-му пакету ограничительных мер против России от 24 июня 2024 г.
[5] Перечень товаров высокого приоритета указан в Приложении XL к Регламенту (ЕС) 833/2014.

Упоминаемые юристы