24 июня Совет ЕС решением № 2024/1745 (далее – Решение) [1] принял 14-й пакет санкций, которые касаются в том числе прав на объекты интеллектуальной собственности (далее – ИС) российских граждан и компаний, зарегистрированных в РФ (далее – российские лица) [2].
Как указано в Решении, санкции в отношении ИС российских лиц являются ответной мерой на действия российских судов и Правительства, которые лишают европейских правообладателей защиты их интеллектуальных прав (п. 20 преамбулы Решения).
Согласно Решению, с 24 июня национальным ведомствам стран ЕС запрещается (п. 1 ст. 5s Решения):
- принимать новые заявки от российских лиц на регистрацию объектов промышленной собственности (товарных знаков, изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, наименований места происхождения товара, географических указаний),
- принимать любые запросы (коммуникации) от российских лиц в отношении таких заявок.
Запрет действует, в том числе при подаче заявки совместно российским и иностранным лицами.
В результате такого запрета российские лица не будут иметь возможности защищать свои права на новые объекты ИС в странах ЕС, поскольку не смогут зарегистрировать такие объекты.
Европейская комиссия в своих разъяснениях отметила, что российские правообладатели смогут использовать на территории ЕС новые объекты промышленной собственности, однако их права не будут защищаться в странах ЕС в случае использования данных объектов европейскими компаниями [3].
При этом в Решении ничего не сказано о судьбе объектов ИС, которые уже зарегистрированы российскими правообладателями и получили правовую охрану в странах ЕС. В своих разъяснениях Европейская комиссия указала, что права на такие объекты не аннулируются. В то же время сложно сказать, смогут ли российские лица фактически защищать свои интеллектуальные права на территории ЕС даже при наличии регистрации.
Решение и разъяснения Еврокомисии также не освещают вопрос о судьбе заявок на регистрацию объектов ИС, которые находятся на рассмотрении в европейских ведомствах, а также о возможности продления регистрации и иных действий с уже зарегистрированными объектами ИС. Формально п. 1 ст. 5s Решения запрещает принимать только новые заявки и запросы (коммуникации), связанные с ними, и не распространяется на уже поданные и рассмотренные заявки. В то же время, развитие практики европейских ведомств по данным вопросам предсказать сложно.
В отношении региональных и международных систем регистрации Совет ЕС в Решении указал следующее: государства-члены ЕС должны прилагать все усилия к тому, чтобы Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Европейское патентное ведомство, а также ведомства ИС, созданные в соответствии с законодательством государства-члена ЕС или ЕС, не принимали новые заявки российских лиц на регистрацию указанных выше объектов ИС (п. 4 ст. 5s Решения).
ВОИС пока не дала разъяснений по влиянию 14 пакета санкций на международные системы регистрации и, в частности, на мадридскую систему регистрации товарных знаков.
Мы полагаем, что в отношении международных заявок российских лиц на получение охраны товарных знаков в странах ЕС возможны следующие сценарии:
- ВОИС не будет передавать данные заявки в национальные ведомства стран ЕС, то есть если международная заявка покрывает несколько стран или регионов, то она не будет передаваться для рассмотрения в страны ЕС или ЕС как регион, но будет передаваться в иные страны / регионы,
- если же ВОИС будет передавать такие заявки, то европейские ведомства, вероятнее всего, не будут их рассматривать,
- европейские ведомства не будут передавать в ВОИС международные заявки российских лиц, подавших такие заявки в ведомства стран ЕС,
- вариант, когда ВОИС в целом перестанет принимать заявки от заявителей из РФ, нам кажется маловероятным.
То есть, наиболее вероятный сценарий предполагает, что запрет на рассмотрение международных заявок российских лиц будет действовать в части, касающейся предоставления охраны товарным знакам в странах ЕС, и не будет препятствовать предоставлению охраны в других юрисдикциях. Однако, прежде чем делать выводы, следует дождаться разъяснений ВОИС, которые, вероятно, скоро последуют.