КС РФ разграничил административную и гражданско-правовую оценку ограничительных условий коммерческой концессии

Алерты и обзоры
Дата
21.07.2025
Поделиться
,
Прикрепленные файлы
Юридическая фирма ALUMNI Partners уведомляет, что 8 июля 2025 года Конституционный Суд РФ принял Постановление № 28-П, в котором Суд подчеркнул, что признание ограничительных условий договоров коммерческой концессии противоречащими Закону о защите конкуренции в административном порядке не влечет их недействительность в гражданско-правовом аспекте без соответствующего судебного акта.
Поводом для обращения в Конституционный Суд стало дело АО «ТАРКЕТТ РУС», заключавшего с дистрибьюторами договоры коммерческой концессии. Эти договоры содержали ограничительные условия о запрете дистрибьюторам продавать и рекламировать продукцию конкурентов. При этом товарный знак компании не использовался для оформления точек продаж, что отличало эту модель от классической монобрендовой концессии. ФАС сочла, что ограничительные условия договоров направлены не на реализацию исключительных прав, а на вытеснение конкурентов с рынка и, с учетом доминирующего положения компании, назначила оборотный штраф почти 290 млн рублей.
Предметом проверки Конституционного Суда выступил п. 3 ст. 1033 ГК РФ, в соответствии с которым ограничительные условия договоров коммерческой концессии могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия противоречат антимонопольному законодательству.
По мнению заявителя – АО «ТАРКЕТТ РУС», указанная норма позволяет ФАС России признавать ограничительные условия договора коммерческой концессии недействительными в обход судебной процедуры, а именно – в рамках реализации полномочий по выдаче предписаний в административном порядке (гл. 9 Закона о защите конкуренции). Исходя из этого норма п. 3 ст. 1033 ГК РФ, по мнению заявителя, нарушает гарантии судебной защиты (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и равенство перед законом и судом (ч. 1 ст. 19).
Конституционный Суд не согласился с таким подходом. Ключевой вывод Суда заключается в том, что действительность условий договора с точки зрения частноправовых обязательственных отношений и их законность (включая соответствие антимонопольному законодательству) не тождественны друг другу.
Суд подтвердил, что признание условий договора противоречащими антимонопольному законодательству в рамках административной процедуры (путем выдачи предписаний) не влечет их автоматической недействительности с точки зрения частноправовых обязательственных отношений. Такие условия могут быть признаны недействительными только в судебном порядке по иску антимонопольного органа или иного заинтересованного лица. При этом Суд отметил, что гражданское законодательство принципиально не исключает ситуаций, при которых сделка может сохранять действительность даже в отдельных случаях противоречия ее закону до тех пор, пока она не будет признана недействительной в судебном порядке.
Также Конституционный Суд напомнил, что иммунитеты, предусмотренные в отношении ограничительных условий договоров коммерческой концессии, применяются только к тем договорам, которые действительно соответствуют модели коммерческой концессии (гл. 54 ГК РФ). Одними из характерных отличительных признаков такой модели является предоставление правообладателем пользователю права на использование не отдельных, а именно комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю.
Отграничение договоров коммерческой концессии от иных договорных форм необходимо для пресечения практики обхода требований антимонопольного законодательства посредством совершения мнимых и притворных сделок с намерением формально распространить на свою деятельность предусмотренные законом иммунитеты
Таким образом, Суд подтвердил допустимость внесудебной оценки антимонопольным органом ограничительных условий договоров коммерческой концессии на предмет их соответствия антимонопольному законодательству и разграничил гражданско-правовое регулирование и публично-правовой антимонопольный контроль в отношении ограничительных условий договоров коммерческой концессии.

Информационные письма ALUMNI Partners являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практике и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.