На практике решения по привлечению контролирующих лиц к субсидиарной ответственности и одновременному взысканию с них убытков по аналогичным основаниям могут оставаться непоследовательными, отметил Иван Веселов, партнер Юридической фирмы ALUMNI Partners.
Суд округа, по его словам, занял взвешенную позицию, подтвердив, что взыскание субсидиарной ответственности в связи с выдачей заведомо невозвратных кредитов исключает взыскание корпоративных убытков на сумму этих кредитов. Формально эти требования принадлежат разным субъектам: субсидиарная ответственность – сообществу кредиторов, корпоративные убытки – самому должнику, но фактически все взысканное по ним попадает в единую конкурсную массу. В связи с этим, как известно, может возникнуть проблема двойного наказания контролирующих лиц, противоречащая восстановительному характеру гражданско-правовой ответственности, указал Иван Веселов.
При этом п. 6 ст. 61.20 Закона о банкротстве предусматривает, что возмещение убытков возможно только в части, не покрытой субсидиарной ответственностью. Следовательно, если размер убытков составляет меньше, чем размер субсидиарной ответственности, одновременное использование данных способов защиты влечет задвоение взыскания. Напротив, дополнительное возмещение сверх субсидиарной ответственности нивелирует потери общества и относится на лиц, обладающих правом на получение ликвидационной квоты. Касаемо влияния данного судебного акта на развитие практики по делам о банкротстве, полагаю, что решения станут более предсказуемыми для участников оборота.