Кассация: отсутствие документации должника – свидетельство недобросовестности руководителя. Комментарий Ивана Веселова для PRO банкротство

Статьи и мнения
Дата
25.07.2025
Авторы
Иван Веселов
Издание

PRO Банкротство

Поделиться
,
Упоминаемые юристы 1 / 1
Конкурсный управляющий «ЭКО Технологии» хотел привлечь бывшего генерального директора и единственного участника компании к субсидиарной ответственности. Первая инстанция и апелляция ему отказали. Они сочли недоказанным наличие для этого оснований.
Тогда конкурсный управляющий обратился в кассацию. Он указал, что бывший менеджер совершал сделки по отчуждению двух транспортных средств в ущерб кредиторам, а также не исполнял обязанности по передаче документации должника, что повлекло невозможность идентификации активов общества на 34,9 млн рублей.
Кассационный суд согласился с доводами управляющего, отменил акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.
Для применения презумпции доведения до банкротства за непередачу документации необходимо установить причинно-следственную связь между непередачей документации и невозможностью удовлетворить требования кредиторов, отметил Иван Веселов, партнер Практики разрешения споров ALUMNI Partners.
Как указал Верховный Суд РФ в определении от 28 сентября 2023 г. № 302-ЭС23-8173, конкурсный управляющий обязан пояснить, каким именно образом отсутствие документов повлияло на ход процедуры банкротства и расчеты с кредиторами. Однако указанное не означает, что бремя доказывания полностью перекладывается на управляющего. В рассматриваемом деле суд округа применил общий стандарт доказывания – «разумную степень достоверности», ограничившись доводом о нераскрытии контролирующим лицом сведений об активах должника, содержащихся в бухгалтерской отчетности.
Иван Веселов, партнер Практики разрешения споров ALUMNI Partners
Этот подход, по его словам, в очередной раз подтверждает, что суды не допускают пассивного поведения со стороны привлекаемых к ответственности лиц. В условиях «прокредиторского» тренда в банкротных делах бездействие может быть расценено как фактическое признание вины, поэтому сидеть сложа руки – непозволительная роскошь, заключил он.

Упоминаемые юристы

25+
лет
опыта работы на юридическом рынке