Конкурсный управляющий ООО «БЛЭКБОРД М.О.» (дело
№ А41-61141/2021) хотел привлечь к субсидиарной ответственности экс-гендиректора и единственного участника должника Александра Новикова, бывшего единственного участника должника ООО «БЛЭК БОРД», и еще троих ответчиков за:
- неисполнение обязанности по подаче в суд заявления о признании ООО «БЛЭКБОРД М.О.» банкротом,
- совершение сделок, из-за которых компания обанкротилась,
- причинение существенного вреда правам кредиторов: их требования к должнику невозможно удовлетворить,
- непередачу конкурсному управляющему документов о финансово-хозяйственной деятельности ООО «БЛЭКБОРД М.О.».
Первая инстанция и апелляция удовлетворили заявление конкурсного управляющего в части привлечения к субсидиарке Новикова и «БЛЭК БОРД» за неисполнение обязанности по обращению в суд с заявлением о признании «БЛЭКБОРД М.О.» банкротом при наличии признаков неплатежеспособности и недостаточности имущества.
Кассация отменила акты нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в первую инстанцию по таким доводам:
- Суды не учли все представленные доказательства;
- Нижестоящие инстанции неверно квалифицировали неплатежеспособность: ее отождествили с неоплатой долга конкретному кредитору;
- Новиков и «БЛЭК БОРД» ссылались на то, что в спорный период компания вела нормальную хозяйственную деятельность. Об этом говорят судебные акты, принятые в рамках банкротного дела, а также бухгалтерская отчетность. Должник перестал рассчитываться с контрагентами из-за блокировки счета налоговой, а не из-за нехватки денег.
Иван Веселов, партнер ALUMNI Partners, отметил, что спор связан с одной из глобальных проблем российского банкротного права – отсутствием отдельного регулирования в законе о банкротстве порядка рассмотрения обособленного спора, направленного на установление момента возникновения кризисных состояний должника (неплатежеспособность, недостаточность имущества, объективное банкротство).