Как старые-новые инвестиции изменяют индустрию гостеприимства. Комментарий Инны Неминущей для CRE

Статьи и мнения
Дата
30.06.2025
Авторы
Инна Неминущая
Издание

CRE

Поделиться
,
Упоминаемые юристы 1 / 1
Среди новых и основных способов привлечения инвестиций в индустрию гостеприимства – фонды, ЦФА и другие инструменты. Однако потенциальных интересантов останавливают административные и законодательные барьеры.
Мировой бум токенизации активов не обошел и рынок гостиничных услуг. Под токенизацией активов понимается запись в информационной системе, функционирующей на распределенном реестре, которая предоставляет владельцу токена различные права в отношении какого-то объекта реального мира, например, гостиницы или санатория, поясняет Инна Неминущая, старший юрист Коммерческой практики ALUMNI Partners.
На практике в основном реализуются ЦФА и ГЦП, уточняет Инна. 
На рынке гостиничных услуг уже состоялось несколько выпусков ЦФА и ГЦП. В частности, оцифровано право владельца ГЦП на проживания в отеле с дополнительными услугами (выпуск ООО «Премиум Резиденс Менеджмент» на проживание в «Гранд Отель Мойка 22»); привлечены инвестиции для приобретения и реконструкции советского санатория в современный апарт-отель, а владелец ЦФА получил право на получение ежемесячных выплат (выпуск АО «Тоннэкс Групп»); привлечены инвестиции на завершение монтажа объектов отеля, и владельцы ЦФА получили права на выплаты, составляющие 50% выручки от 7 гостиничных номеров в новом корпусе отеля в определенный период (выпуск ООО «Байкалов»). Исполнение обязательств по некоторым цифровым правам обеспечено залогом недвижимого имущества или поручительством.
Инна Неминущая, старший юрист Коммерческой практики ALUMNI Partners
Пока в российском законодательстве не предусмотрено возможности оцифровать право собственности на гостиницу или право потребовать передачи в будущем гостиницы, добавляет Инна. Для этого потребуются масштабные правовые изменения. Тем не менее, уже доступные конструкции цифровых прав позволяют участникам гостиничного бизнеса привлекать инвестиции на реализацию различных проектов (в том числе, на строительство, предоставление услуг) от широкого круга инвесторов, включая розничных и иностранных (через фигуру иностранного номинального держателя), что может стать альтернативой традиционным способам кредитования, новым, более быстрым (правда, не всегда менее затратным) вариантом привлечения капитала. Инвесторы, в свою очередь, могут получить гостиничную услугу в будущем по фиксированной цене или доход, как фиксированный, так и зависящий от определенных финансовых параметров (от продажи объекта, сдачи его в аренду, стоимости объекта или услуг и пр.) на базе смарт-контракта.
В свою очередь, вторичные продажи цифровых прав могут расширить круг покупателей гостиничных услуг, обеспечить продажи на будущий период с учетом предполагаемого повышения цен на услуги. Пока перепродажа цифровых прав доступна в информационной системе (платформе), на которой было выпущено цифровое право, а для УЦП также на организованных торгах через механику цифровых свидетельств, уточняет Инна. Эта механика может стать применимой ко всем цифровым правам в случае принятия законопроекта о цифровых свидетельствах, который находится на рассмотрении в Госдуме (законопроект № 446411-8). Вторичный оборот ЦФА и ГЦП вне информационной системы, в которой выпущено цифровое право, также станет возможным в случае функционирования предусмотренной в законодательстве механики реализации цифровых прав через оператора обмена ЦФА.
При выпуске цифровых прав стоит обратить внимание на то, что их эмиссия, учет и обращение возможны только в рамках информационных систем (инвестиционных платформ), внесенных в реестр Банка России, напоминает эксперт. До выпуска цифрового права необходимо провести анализ на его соответствие требованиям российского законодательства, как в области ЦФА /или инвестиционных платформ, так и в области предоставления гостиничных услуг.

Упоминаемые юристы

25+
лет
опыта работы на юридическом рынке