Вчера Госдума единогласно приняла в первом чтении законопроекты № 959244-8 и № 959248-8 о платформенной экономике, разработанные в Правительстве России. Инициатива была внесена 3 июля, и это первая в истории страны законодательная попытка закрепления единых правил игры в e-commerce.
В документах устанавливается единый понятийный аппарат, определяются права и обязанности операторов платформ, владельцев пунктов выдачи заказов, продавцов, покупателей и исполнителей работ, считает Максим Решетников, глава Минэкономразвития РФ. «Они во многом вдохновлены уже действующим ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Закон о торговле), – указывает Екатерина Усова, юрист Коммерческой практики ALUMNI Partners. – И все – направлены на защиту экономически более слабой стороны отношений: в законе о торговле – поставщиков, в новых законопроектах – партнеров (продавцов), обеспечение не дискриминационных условий и запрет навязывания невыгодных условий контрагентам. Новые документы призваны не только устранить правовую неопределённость в отношениях между цифровыми платформами и их пользователями, но и вводят правила игры, которые бизнес давно ждал. Например, были услышаны онлайн-продавцы, недовольные включением их товаров в акции по инициативе платформ – это важно, поскольку теперь можно установить запрет. Новые законопроекты – амбициозная попытка создания правовой основы для регулирования цифровой реальности. Подобно тому, как Закон о торговле в своё время изменил правила игры в рознице, эти документы могут стать поворотным моментом в развитии цифровой экономики России».
Кроме того, в итоговой формулировке законопроектов отсутствует прямое упоминание возможности оператора снижать цену за свой счет, в то время, как первоначальная редакция её предусматривала, добавляет Екатерина Усова. «Таким образом, в отсутствие специальных норм для ситуаций, когда скидка предоставляется за счет самой платформы, последняя сохраняет свободу устанавливать скидки за свой счёт, если иное не предусмотрено договором, – размышляет г-жа Усова. – Да и в целом можно сказать, что риски злоупотреблений со стороны платформ и нарушения равенства участников сохраняются. Для оффлайн-продавцов это означает, что те проблемы, с которыми они сталкивались всё это время, а именно – существенный разбег цен в оффлайне и на платформах, по сути, не решены. Ну и говоря о той самой мечте отдельных игроков о «налоговом и ценовом равноправии» между онлайн и оффлайн – документы дают возможность оптимистично предположить, что если она и не сбудется мгновенно, то, как минимум, обозначатся пути достижения такого равноправия. Но – все же не с помощью фискальных инструментов, а через регулирование поведенческих практик платформ».
Рост требований к платформам может опосредованно затормозить инвестиции в расширение логистической инфраструктуры – в случае, если площадки будут вынуждены перераспределить значительные ресурсы, например, на перестройку IT-систем для соответствия новым требованиям (каналы коммуникации, рассмотрение споров в рамках платформы, проверка новых партнёров, интеграции с различными системами), соглашается Екатерина Усова.
Если же говорить о защите интересов продавцов, нужны чёткие положения, касающиеся предоставления скидок на товары за счёт платформы – включение в законопроекты нормы, предусматривающей ограничение размера таких скидок и/или частоты их применения, особенно, если это влияет на рейтинг, выдачу или иные показатели внутри площадки, считает Екатерина Усова. «А если я смотрю на документы, как обычный потребитель, то обращаю внимание на не включение в итоговую редакцию положений о том, что карточки товаров, на поисковую выдачу которых происходит влияние вследствие оказания оператором на возмездной основе услуг, влияющих на выдачу, должны быть обозначены, – уточняет эксперт. – С тем, чтобы исключить их смешение с карточками товаров, представленными в поисковой выдаче органически. Если бы это было реализовано, то, возможно, позволило бы мне и другим пользователям иначе оценивать результаты выдачи».