В эпоху «большой пятерки», «большой четверки» и «ильфов» статус нужно было заслужить и намного более долгим сроком работы, и громкими сделками, и железными нервами в процессе длительных процедур согласования с материнскими фирмами. С 2022-го, когда у значительной части игроков рынка недвижимости не осталось ни громких международных имен, ни поставляемых глобальными офисами клиентов, а кадровый голод усиливается, главной ценностью стали люди.
Виталий Можаровский, партнер, ALUMNI Partners, предлагает условиться в терминах. «Партнеры в нашем бизнесе обыкновенно делятся на две категории: equity и salary, – рассуждает эксперт. – Если salary партнеры обычно получают заранее известный оклад плюс премию по результатам года, то equity – это совладельцы бизнеса, и они не только управляют фирмой и участвуют в распределении прибыли, но и несут риск убытков. В отношениях с внешним миром эта разница практически незаметна – визитные карточки у партнеров обоих типов практически одинаковые, ну, разве только кроме управляющего партнера. И вот если в нашем сегменте речь идет о традиционных устоявшихся крупных «рульфах», то здесь концептуальных изменений я пока не заметил: как «исторические» партнеры-основатели были equity партнерами, а остальные – salary партнерами, так все и осталось. Приоритетная ценность партнеров-основателей в таких фирмах – избежать уменьшения собственной удельной доли в фирме. Определенная логика в этом есть: чем больше equity партнеров, тем сложнее выстроены процессы управления фирмой, принятия решений, и тем на большее количество долей надо делить прибыль. По этой причине перейти из статуса salary в статус equity в таких фирмах шансов крайне мало. Обычно, когда salary партнер в подобном бизнесе достигает «стеклянного потолка» (при том, что потенциал его роста еще не исчерпан), то такие «растущие» партнеры или уходят чтобы создать собственную фирму-бутик, или переходят в фирмы с более гибким подходом к партнерству».
А вот что касается «ньюльфов» – новых российских юридических фирм, созданных на базе ушедших международных, то здесь, по словам Можаровского, картина сегодня более интересная и вариативная.