Как компании меняют подход к партнерству. Комментарий Виталия Можаровского для CRE

Статьи и мнения
Дата
13.08.2024
Поделиться
,
Упоминаемые юристы 1 / 1
После ухода из России большинства международных консалтинговых, аудиторских, юридических и других компаний бизнесы намного чаще и быстрее стали принимать сотрудников в партнеры.
В эпоху «большой пятерки», «большой четверки» и «ильфов» статус нужно было заслужить и намного более долгим сроком работы, и громкими сделками, и железными нервами в процессе длительных процедур согласования с материнскими фирмами. С 2022-го, когда у значительной части игроков рынка недвижимости не осталось ни громких международных имен, ни поставляемых глобальными офисами клиентов, а кадровый голод усиливается, главной ценностью стали люди.
Виталий Можаровский, партнер, ALUMNI Partners, предлагает условиться в терминах. «Партнеры в нашем бизнесе обыкновенно делятся на две категории: equity и salary, – рассуждает эксперт. – Если salary партнеры обычно получают заранее известный оклад плюс премию по результатам года, то equity – это совладельцы бизнеса, и они не только управляют фирмой и участвуют в распределении прибыли, но и несут риск убытков. В отношениях с внешним миром эта разница практически незаметна – визитные карточки у партнеров обоих типов практически одинаковые, ну, разве только кроме управляющего партнера. И вот если в нашем сегменте речь идет о традиционных устоявшихся крупных «рульфах», то здесь концептуальных изменений я пока не заметил: как «исторические» партнеры-основатели были equity партнерами, а остальные – salary партнерами, так все и осталось. Приоритетная ценность партнеров-основателей в таких фирмах – избежать уменьшения собственной удельной доли в фирме. Определенная логика в этом есть: чем больше equity партнеров, тем сложнее выстроены процессы управления фирмой, принятия решений, и тем на большее количество долей надо делить прибыль. По этой причине перейти из статуса salary в статус equity в таких фирмах шансов крайне мало. Обычно, когда salary партнер в подобном бизнесе достигает «стеклянного потолка» (при том, что потенциал его роста еще не исчерпан), то такие «растущие» партнеры или уходят чтобы создать собственную фирму-бутик, или переходят в фирмы с более гибким подходом к партнерству».
А вот что касается «ньюльфов» – новых российских юридических фирм, созданных на базе ушедших международных, то здесь, по словам Можаровского, картина сегодня более интересная и вариативная. 
Какие-то фирмы сохранили систему партнерства в неизменном виде, то есть просто используют унаследованную структуру и систему. Если эта ранее успешно работавшая система теперь плохо соотносится с реальным вкладом партнеров, то неизбежны конфликты, и, как следствие, – партнерские переходы, которые мы начали наблюдать на рынке последнее время. Думаю, по результатам 2024-го финансового года будет очередная волна таких переходов, и это естественно: структура российского юридического рынка все еще находится в стадии формирования после потрясений 2022-го, когда из-за массового исхода международных фирм все изменилось до неузнаваемости. Но, справедливости ради, немногочисленные «ньюльфы», включая нашу ALUMNI Partners, смогли создать свои уникальные системы, балансирующие преимущества традиционных «ильфовских» систем и специфику новой ситуации на рынке.
Виталий Можаровский, партнер, ALUMNI Partners

Процедуры принятия юристов в партнеры действительно существенно упростились, соглашается Виталий Можаровский. 

Если раньше решения принимались (или не принимались) в далеких штаб-квартирах людьми, которые кандидата в партнеры практически никогда и не видели, то сейчас – не скажу, что просто, но, по крайней мере, быстро, – размышляет эксперт. – Потому что люди, принимающие такие решения, прекрасно знакомы с кандидатом, его сильными и слабыми сторонами, потенциалом. На мой взгляд, существует практическая возможность перехода из salary партнеров в статус equity – никаких «стеклянных потолков». Например, мы в ALUMNI Partners видим ценность не в сохранении размера удельной доли, а в увеличении размера и качества доли, которая делится между партнерами. В этом случае, даже при уменьшении номинального процента участия, распределяемая на каждого партнера прибыль, как ни странно, вырастет из-за того, что новые партнеры существенно увеличивают общий доход и прибыль.
Виталий Можаровский, партнер, ALUMNI Partners
«Относительно перспектив стать партнером необходимо все же понимать, что хотя критерии для принятия такого решения и существуют, формальное их достижение никак не гарантирует искомый результат – партнерства, – рассуждает Виталий Можаровский. – Критерии – это скорее ориентиры, а не расстановка «галочек» в ячейках таблицы. Справедливо и обратное: не достижение каких-то формальных критериев партнерства не означает невозможность стать партнером. Ведь партнерство – это как брак, все очень субъективно, слишком важна человеческая «химия», доверие, общие этические и моральные ценности, понятный и очевидный business case и многое другое».
По материалам CRE ↗

Упоминаемые юристы

25+
лет
опыта работы на юридическом рынке