Юридическая фирма ALUMNI Partners информирует о том, что Президентом РФ подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – Закон)[1], который вступит в силу с 1 августа 2025 г.
Предусмотренные Законом нововведения можно разделить на два блока: 1) касающиеся системы ГИС «Антикартель» и 2) затрагивающие процессуальные аспекты – прежде всего, публикацию информации на сайте антимонопольного органа в сети «Интернет».
ГИС «Антикартель»
В Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) вводится ст. 9.3, посвященная ГИС «Антикартель», государственной информационной системе по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений.
Согласно пояснительной записке[2], система будет ежедневно автоматически сканировать сведения обо всех проводимых торгах «с помощью элементов искусственного интеллекта и риск-ориентированного подхода».
Программы со схожим функционалом уже использовались ФАС России: изначально регулятором был разработан инструмент «Большой цифровой кот», который затем был преобразован в АИС «Антикартель».
Наработки использования этих инструментов применялись для создания ГИС «Антикартель», которая, вероятно, будет существенно масштабнее своих предшественников.
Согласно данным государственной закупки работ по созданию ГИС «Антикартель»[3], система будет интегрирована с федеральными, ведомственными и иными информационными системами: например, с ЕИС, ЕГРЮЛ / ЕГРИП, Ресурс БФО, ИС «Картотека арбитражных дел». Система будет выявлять закупки с признаками нарушения антимонопольного законодательства, требующие детальной проверки, а также собирать статистические данные по рискам и выявленным нарушениям в разбивке регионов, отраслей, заказчиков.
Процессуальные аспекты
1) Изменения преимущественно касаются публикации информации в сети «Интернет»:
Предложенные изменения, безусловно, осложнят участникам рынка возможность анализировать актуальную практику ФАС России. Также нововведения могут повлиять на работу института внутриведомственного обжалования решений и предписаний территориальных органов в центральном аппарате ведомства, учитывая необходимость апеллянтам приводить в обоснование своих заявлений аргументы об отступлении территориальными органами службы от единообразной практики.
В сложившейся ситуации возможность получения информации о решениях антимонопольного органа останется либо через судебные решения по обжалованию ненормативных актов или действий ФАС России (при условии, что процесс проходит в открытом режиме), либо если антимонопольный орган все же будет реализовывать свое право на публикацию указанной информации в каком-либо режиме.
При этом норма о том, что антимонопольный орган размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о сделке, ином действии в случае принятия решения о продлении срока рассмотрения ходатайства (ч. 3 ст. 33 Закона о защите конкуренции), указанным Законом не исключается.
Это связано с тем, что соответствующее решение о продлении принимается в случае, если ФАС России усматривает признаки ограничения конкуренции в результате сделки (иного действия), тем самым обеспечивая заинтересованным лицам возможность представить информацию о влиянии сделки на состояние конкуренции.
Однако для заключений об обстоятельствах ходатайства, когда такие заключения принимаются без продления срока рассмотрения, аналогичной обязанности в Законе о защите конкуренции нет. Информация о принятии такого заключения не подлежит опубликованию, несмотря на то что оно также выносится в случае, если регулятор приходит к выводу об ограничении конкуренции в результате сделки.
2) Обжалование решений и (или) предписаний территориальных антимонопольных органов в рамках внутриведомственной апелляции:
[1]Федеральный закон от 24.06.2025 № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202506240047?index=1
[2] Пояснительная записка к законопроекту №801033-8 https://sozd.duma.gov.ru/bill/801033-8#bh_note
[3] Закупка работ по созданию ГИС «Антикартель» (1 очередь) https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok20/view/common-info.html?regNumber=0173100012024000007
Информационные письма ALUMNI Partners являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практике и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.