Изменения в Закон о защите конкуренции: система «Антикартель» и процессуальные аспекты

Алерты и обзоры
Дата
27.06.2025
Авторы
Николай Вознесенский, Виталий Дианов, Андрей Неминущий, Мария Бардина
Поделиться
,
Прикрепленные файлы

Юридическая фирма ALUMNI Partners информирует о том, что Президентом РФ подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – Закон)[1], который вступит в силу с 1 августа 2025 г.

Предусмотренные Законом нововведения можно разделить на два блока: 1) касающиеся системы ГИС «Антикартель» и 2) затрагивающие процессуальные аспекты – прежде всего, публикацию информации на сайте антимонопольного органа в сети «Интернет».

ГИС «Антикартель»

В Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) вводится ст. 9.3, посвященная ГИС «Антикартель», государственной информационной системе по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений.

Согласно пояснительной записке[2], система будет ежедневно автоматически сканировать сведения обо всех проводимых торгах «с помощью элементов искусственного интеллекта и риск-ориентированного подхода».

Программы со схожим функционалом уже использовались ФАС России: изначально регулятором был разработан инструмент «Большой цифровой кот», который затем был преобразован в АИС «Антикартель».

Наработки использования этих инструментов применялись для создания ГИС «Антикартель», которая, вероятно, будет существенно масштабнее своих предшественников.

Согласно данным государственной закупки работ по созданию ГИС «Антикартель»[3], система будет интегрирована с федеральными, ведомственными и иными информационными системами: например, с ЕИС, ЕГРЮЛ / ЕГРИП, Ресурс БФО, ИС «Картотека арбитражных дел». Система будет выявлять закупки с признаками нарушения антимонопольного законодательства, требующие детальной проверки, а также собирать статистические данные по рискам и выявленным нарушениям в разбивке регионов, отраслей, заказчиков.

Процессуальные аспекты

1) Изменения преимущественно касаются публикации информации в сети «Интернет»:

  • Исключена обязанность антимонопольного органа (за отдельными исключениями – см. ниже) публиковать на своем официальном сайте в сети «Интернет» решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц. (п. 9 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции утратил силу).

Предложенные изменения, безусловно, осложнят участникам рынка возможность анализировать актуальную практику ФАС России. Также нововведения могут повлиять на работу института внутриведомственного обжалования решений и предписаний территориальных органов в центральном аппарате ведомства, учитывая необходимость апеллянтам приводить в обоснование своих заявлений аргументы об отступлении территориальными органами службы от единообразной практики.

В сложившейся ситуации возможность получения информации о решениях антимонопольного органа останется либо через судебные решения по обжалованию ненормативных актов или действий ФАС России (при условии, что процесс проходит в открытом режиме), либо если антимонопольный орган все же будет реализовывать свое право на публикацию указанной информации в каком-либо режиме.

  • При получении перечня лиц, входящих в одну группу, федеральный антимонопольный орган не будет размещать этот перечень на своем официальном сайте в сети «Интернет» (изменение п. 1 ч. 2 ст. 31 Закона о защите конкуренции, ч. 5 указанной статьи утратила силу).
  • Антимонопольный орган не будет размещать сведения о поступившем ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки, иного действия на своем официальном сайте в сети «Интернет». Положение о том, что заинтересованные лица вправе представить в антимонопольный орган сведения о влиянии на состояние конкуренции сделки, иного действия, также признано утратившим силу (утратили силу части 9 и 9.1 ст. 32 Закона о защите конкуренции).

При этом норма о том, что антимонопольный орган размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о сделке, ином действии в случае принятия решения о продлении срока рассмотрения ходатайства (ч. 3 ст. 33 Закона о защите конкуренции), указанным Законом не исключается.

Это связано с тем, что соответствующее решение о продлении принимается в случае, если ФАС России усматривает признаки ограничения конкуренции в результате сделки (иного действия), тем самым обеспечивая заинтересованным лицам возможность представить информацию о влиянии сделки на состояние конкуренции.

Однако для заключений об обстоятельствах ходатайства, когда такие заключения принимаются без продления срока рассмотрения, аналогичной обязанности в Законе о защите конкуренции нет. Информация о принятии такого заключения не подлежит опубликованию, несмотря на то что оно также выносится в случае, если регулятор приходит к выводу об ограничении конкуренции в результате сделки.

2) Обжалование решений и (или) предписаний территориальных антимонопольных органов в рамках внутриведомственной апелляции:

  • Результаты рассмотрения такой жалобы будут публиковаться на официальном сайте федерального антимонопольного органа в сети «Интернет» только в виде резолютивной части решения коллегиального органа (изменение ч. 7 ст. 23 Закона о защите конкуренции);
  • Решение коллегиального органа в полном объеме в сети «Интернет» размещаться не будет. Лицам, участвовавшим в деле, решение в полном объеме будет направляться посредством почтовой связи (изменение ч. 14 ст. 23 Закона о защите конкуренции);
  • Решение коллегиального органа будет вступать в силу с даты его изготовления в полном объеме, а не с даты размещения его на официальном сайте федерального антимонопольного органа в сети «Интернет», как это происходит сейчас (изменение ч. 15 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

[1]Федеральный закон от 24.06.2025 № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202506240047?index=1

[2] Пояснительная записка к законопроекту №801033-8 https://sozd.duma.gov.ru/bill/801033-8#bh_note

[3] Закупка работ по созданию ГИС «Антикартель» (1 очередь) https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok20/view/common-info.html?regNumber=0173100012024000007

Информационные письма ALUMNI Partners являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практике и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.

Упоминаемые юристы