Два года назад начавшийся на рынке коммерческой недвижимости, в ритейле, e-commerce, индустрии гостеприимства и логистике период многие называли «новыми девяностыми» и «девяностыми наоборот»: из страны массово уходили транснациональные игроки, начался самый глобальный за 30 лет передел активов с парадом дауннейминга и даунбрендинга, а по итогам 2023-го был зафиксирован рекордный в истории наблюдений объем инвестиций в недвижимость.
О, да, если дела так пойдут дальше, то «лихие девяностые» будут вспоминать как романтическое приключение молодости. Если использовать лексику незабвенного Остапа Бендера, то сейчас процесс «экспроприации» вышел на совершенно новый профессиональный уровень.
Горизонт планирования у всех резко сократился. Если раньше стратегическое планирование в России было на 10-15 лет, то сейчас в лучшем случае на три-пять лет. Но так всегда бывает в эпоху перемен – наши планы слишком быстро устаревают и становятся неактуальными, я сам наблюдаю этот эффект не в первый раз. Такое подвижное время требует быстрой реакции, гибкости и здоровой доли авантюризма. Один мой коллега недавно иронично отметил, что горизонт планирования у него сейчас такой, что зеленые бананы он не покупает,
Подробнее в CRE №5 (439) Май 2024.