Российский рынок редко оценивался более чем в 2-3% от общей выручки транснациональных юридических игроков, и особого смысла цепляться за Россию у них точно не было, отмечает Рустам Алиев, партнер Практики недвижимости и строительства ALUMNI Partners. «Все больше клиентов включались в санкционные списки, это делало невозможным оказание услуг и получение вознаграждения, – вспоминает он. – Затем – сложности с организацией работы по соблюдению санкций. Иностранные юридические фирмы или «ильфы», как принято их называть в нашей среде, обязаны были соблюдать санкционные режимы. Это возможно организовать и проследить, когда таких санкционных лиц несколько десятков (как это было после 2014 года), но практически нереально, когда их сотни и тысячи».
Спустя два с половиной года, когда бум ежедневных объявлений об уходах с российского рынка закончился, ощущения потери чего-то масштабного нет, считает Алиев. Хотя бы именно потому, что международных юридических игроков заменили либо их же команды под новым брендом, либо иные, чьи команды так или иначе образуют наследие тех самых фирм, присутствовавших в России более тридцати лет. Другими словами, фирмы ушли, а люди остались, резюмирует эксперт.
Рустам Алиев сообщает, что его фирма в итоге постаралась максимально сохранить ключевую команду, клиентов и даже офис, открывшись под новым брендом. «Объединить же несколько команд юридических фирм экс-«ильфов» под одним брендом, как правило, было проще компаниям поменьше, – полагает эксперт. – По пути полного закрытия офиса и роспуска команды, к счастью, пошли действительно немногие».
В случае же с историческими «рульфами» на юридическом рынке не изменилось практически ничего, считает Рустам Алиев. Даже те, которые смогли собрать некоторые осколки команд «ильфов», пытаясь пополнить свои практики их экспертизой, все равно в большинстве своем не могут стать полноценными конкурентами крупным многопрофильным командам с международной школой, умеющим слаженно работать по мультипрактикальным комплексным проектам как единый механизм, убежден эксперт.
«Ньюльфы» удержали свое положение среди топовых юридических фирм, оказывающих услуги крупному бизнесу, резюмирует Алиев. Сохраняется на рынке все-таки и изначальное разделение на российские юридические фирмы и иностранные. «Хотя мы и все теперь являемся российским бизнесом, – отмечает он. – Экспертиза по наиболее сложным вопросам, которая продолжает концентрироваться в наших компаниях, а также стандарты сервиса и корпоративной культуры, привитые «ильфами», делают нас действительно уникальными».