Напоминаем, что обязанность по предоставлению резидентами отчетности по зарубежным счетам предусмотрена ч. 2 ст. 12 и ч. 10 ст. 28 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании), в соответствии с которыми резиденты обязаны уведомлять налоговые органы:
- об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ;
- об изменении реквизитов счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ;
- о наличии счета в банке за пределами территории РФ, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось [1].
Приказом ФНС России от 26.04.2024 были обновлены формы вышеуказанных уведомлений, а также введены форматы представления в электронной форме уведомления об открытии (закрытии), об изменении реквизитов иностранного счета (вклада).
Также было установлено, что уведомления об открытии (закрытии), об изменении реквизитов иностранного счета (вклада), могут быть представлены в налоговый орган следующими способами:
- лично;
- через представителя;
- по почте заказным письмом;
- в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
- в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
Вступающей в силу с 1 июля 2024 году редакцией ч. 2 ст. 12 Закона о валютном регулировании дополняется, что указанные уведомления представляются в налоговый орган по:
- месту нахождения организации;
- месту жительства физического лица [2] либо;
- месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего.
Изменения также коснулись расширения круга юридических лиц, обязанных информировать ФНС России о зарубежных банковских счетах. Теперь юридические лица – резиденты также обязаны уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) и об изменении реквизитов счетов за рубежом юридических лиц – нерезидентов, с которыми они входят в одну международную группу компаний (далее – МГК) [3].
Юридические лица – резиденты не уведомляют об открытии таких счетов, если указанные требования исполняются материнской компанией МГК или участником такой группы, на которых возложена соответствующая обязанность. Правительством РФ могут быть установлены иные случаи, когда не требуется исполнение указанных требований.
Кроме того, в уведомлениях по новой форме больше не требуется заполнять сведения о коде валюты счета. Было также исключено поле о количестве совладельцев при совместном владении счетом.
Обращаем внимание, что срок подачи уведомления по новой утвержденной форме не изменяется и составляет не менее 1-го месяца со дня открытия (закрытия), изменения реквизитов иностранного счета (ч. 2 ст. 12 Закона о валютном регулировании).
Ответственность за нарушение срока подачи в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) или изменении реквизитов иностранного счета или за подачу сведений не по установленной форме также не изменяется. Напоминаем, что в соответствии с ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ в случаях нарушения порядка уведомления об иностранных счетах предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 1 до 1,5 тыс. руб. (для граждан РФ), и в размере от 50 до 100 тыс. руб. (для юридических лиц).
ФНС России может быть заинтересована в осуществлении проверок физических и юридических лиц, владеющих зарубежными счетами. Интерес прежде всего связан с выявлением нарушений гражданами и организациями требований Закона о валютном регулировании, а также норм налогового законодательства. Необходимо помнить, что у ФНС России, несмотря на отказ некоторых стран от сотрудничества с РФ в рамках автоматического обмена финансовой информацией (системы CRS), сохраняется инструментарий для получения доступа к сведениям о зарубежных счетах граждан и организаций и остается возможность запрашивать интересующие сведения.
Стоит также обратить внимание на внедрение ФНС России в 2025 году автоматизированной системы для присвоения физическим лицам налогового и валютного резидентства – на основе данных о загранпаспортах и пересечении границы. Сейчас статус определяют по штампам в паспортах. Этот процесс будет налажен с учетом полученных от информационной системы миграционного учета «Мир» данных о пересечениях государственной границы. ФНС России планирует «реализацию в АИС «Налог-3» автоматизированной системы определения (расчета) у физических лиц статуса налогового и валютного резидента РФ до декабря 2025 года. Данное нововведение, с одной стороны, упростит подтверждение статуса валютного резидента РФ, а с другой, позволит контролирующим органам более эффективно и быстро осуществлять валютный и налоговый контроль.
Информационные письма ALUMNI Partners являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практики и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.
[1] После прекращения действия разрешения на открытие счета в иностранном банке резидент вправе продолжить проводить по такому счету операции. Однако он обязан уведомить налоговую о наличии счета.
[2] В случае отсутствия у резидента – физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории РФ уведомления представляются резидентом в любой налоговый орган по его выбору.
[3] В форме был добавлен новый лист – «Сведения о юридическом лице - нерезиденте».