Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставил в силе штраф на 11 млн руб., который получили два региональных оператора по обращению с отходами: «Эко-транспорт» и «Эко-транс» (дело № А33-7286/2024). В 2022 году проходили две закупки на транспортировку мусора. По данным ФАС, «Эко-транспорт» организовал закупки так, чтобы преимущество получил «Эко-транс». В результате именно эта компания выиграла контракты по начальной (максимальной) цене. Служба усмотрела сговор и нарушение п. 1 ч. 1 ст. 17 закона «О защите конкуренции». Суды с выводами антимонопольщиков согласились.
Старший юрист Антимонопольной практики ALUMNI Partners Анна Бахаева отмечает, что в этом деле ФАС выбрала необычный подход: не стала сама выносить решение о штрафах для «Эко-транспорта» и «Эко-транса», а передало дело в арбитражный суд. Обычно подобные дела антимонопольные органы рассматривают самостоятельно, поскольку по закону (ч. 1 ст. 23.48 КоАП) у них есть такие полномочия. Но согласно ст. 23.1 КоАП должностное лицо ФАС может передать дело в суд. В этом случае именно так и поступили – после составления протоколов УФАС подало заявления о привлечении компаний к ответственности.
По словам Бахаевой, это далеко не первое дело о нарушениях в сфере обращения с отходами. С 2020 года антимонопольные органы системно проверяют работу региональных операторов по вывозу мусора, и нарушения, в том числе картельные сговоры и подозрительные соглашения между заказчиками и подрядчиками, уже выявлены более чем в 13 регионах. Как правило, суды поддерживают выводы ФАС.
Эксперт считает, что корень проблемы в так называемой мусорной реформе, стартовавшей в 2019 году. Тогда регионам назначили операторов по обращению с отходами, передав последним исключительные права на вывоз и утилизацию. Чтобы нанимать подрядчиков, этих операторов наделили правами заказчиков по ФЗ № 44 и № 223 – и именно на этом этапе часто возникают нарушения.