Право.ru
Отдельная тенденция – нарастающая закрытость антимонопольных процессов. В частности, ФАС больше не обязана публиковать решения по делам, а многие судебные процессы проходят в закрытом режиме. Это существенно осложняет для бизнеса возможность отслеживать актуальные подходы регулятора и поднимать для обсуждения отдельные проблемные вопросы.
В целом для каждой отрасли характерны свои «болевые точки».
Сейчас нельзя однозначно выделить «безопасные» индустрии: все отрасли находятся под надзором ФАС, и после прекращения действия моратория на проверки мы наблюдаем рост активности регулятора.
По мнению Муравина, эффективной системой антимонопольного комплаенса можно считать не формальный набор правил, а инструменты, которые заранее обозначают для бизнеса границы допустимого поведения, не мешая его развитию. Построение такой системы должно начинаться с анализа рынков, на которых работает компания, ее доли и актуальных рисков. На этой основе разрабатываются адресные и понятные сотрудникам внутренние процедуры. Для коммерческих подразделений это могут быть типизированные карты процессов и единые формы контрактов и предложений, для закупочных и работающих с госзаказом – подробные инструкции по формированию заявок и шаблоны взаимодействия с контрагентами. Сотрудники должны понимать, что их действия могут стоить компании месяцев разбирательств и значительных штрафов, а на них самих ляжет персональная ответственность.